В России по разным данным насчитывается около 740 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние два года их число стало снижаться. Это говорит о том, что все больше воспитанников детских учреждений попадают в семьи или к опекунам. Цифры и всё, что стоит за ними, обсуждают в эти дни в Москве на международной конференции «Родная семья – каждому ребенку».
Всё больше россиян берут детей-сирот в приемные семьи — в 2007 году таких семей стало более 21 тысячи. Но радостные цифры еще не говорят о решении проблемы. Вернуть ребёнка к кровным родителям, спасти семью – вот задача, которая официально называется профилактикой безнадзорности. Говорит Алина Левитская, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки: «К сожалению, во многих случаях сложившаяся практика ориентирована не на помощь семьям, уже оказавшимся в социально опасном положении, а на вмешательство в ситуацию, достигшую уже критической точки, требующей немедленно отобрать ребенка у родителей. Вдумайтесь, какое это страшное слово – «отобрать». И инструментом работы в таких случаях часто является не социально-психологическая помощь для реабилитации семьи, а применение административных мер со стороны органов опеки по отношению к родителям».
Хорошо, если сотрудники детских учреждений занимаются не только воспитанием детей в коллективе, где волей судьбы должен находиться ребенок, а еще и этим, «семейным вопросом». Приют «Отрадное» — одно из первых в России учреждений, которое взяло заботу о безнадзорных детях. Тогда, больше десяти лет назад, сотрудники приюта забирали детей прямо с рынков, где те и жили, и работали. Теперь труд видится гораздо шире – приют «Отрадное» вместе с центром «Возрождение» работают не только с детьми, но и с семьями, привлекая опыт специалистов из-за рубежа.
Говорит Эмилия Червинская, президент Ассоциации экспертов по вопросам детства: «Это наши практические площадки, те, кто работает в этих учреждениях на практике знают, как восстановить разрушенные связи ребенка и родителей, как вернуть ребёнка в семью, я бы даже сказала, как вернуть семью ребенку. В то же время у нас действует и «родительский клуб» — как раз для тех, кто уже взял к себе приемного ребёнка, но в определенный момент может столкнуться с массой психологических трудностей: как себя с ним вести, как добиться понимания. Для всей этой работы у нас в Ассоциации проводятся различные профессиональные тренинги – для психологов, социальных педагогов. И я могу с уверенностью сказать, что все лучшие специалисты Европы побывали у нас в организации, работая с нашими сотрудниками».
В год семьи отовсюду звучит радостная риторика о помощи государства и внимании общества, но, что за отчетами стоят отдельные жизни детей-сирот. Председатель организации «Равновесие», взявшей под свое попечение все детские дома Карелии, бывший детдомовец Александр Гезалов старается, чтобы его работа была направлена на помощь каждому нуждающемуся ребенку: «Сейчас нашим детским домам не хватает средств на одежду, на игрушки, на мероприятия, связанные с адаптацией детей-сирот. Поэтому наши добровольцы и заполняют этот вакуум: мы собираем и игрушки, и одежду, и подарки, проводим много различных мероприятий для детей-сирот — и спортивных, и культурных. Кроме того, пытаемся сделать так, чтобы простые люди обратили внимание на сирот, в частности проводим акцию «Ищем маму». На самом деле, важно, чтобы вся эта помощь была постоянной. Не раз в месяц прийти к детям, покричать как клоун и уйти. Наши добровольцы ходят и занимаются с детьми по 3 – 4 раза в неделю. Это необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что он нужен обществу, что о нём действительно заботятся. Нужно крутиться — все время, постоянно, и тогда будет результат. Мне кажется, что важнее государственной общественная сторона: если общество не прекратит этих сирот поставлять, то какой смысл нам всем работать?»�
Федеральная база, в которой бы родители выстраивались в очередь, чтобы взять ребенка, а не наоборот – вот мечта всех неравнодушных к сиротству. В более близкой перспективе — переквалификация воспитателей закрывающихся детских домов в сотрудников специальных центров, которые бы консультировали будущих и состоявшихся приемных родителей.