Дарья Юматова

Ежегодно от шестисот тысяч до четырех миллионов людей в мире становятся жертвами работорговли. С течением времени это преступление приобретает все новые и новые формы, в то время как статистика его крайне размыта.

Девушка, приехавшая на заработки из провинции. Ребенок, оказавшийся без родительского надзора. Беспомощный инвалид, лишенный возможности сопротивляться. Все они могут стать жертвами торговли людьми, преступления, не исчезнувшего с планеты с исчезновением рабовладельческого строя.

Изготовление контрафактной продукции, суррогатное материнство, трансплантация органов, участие в боевых действиях – это еще далеко не полный список всех сфер, где «пропадают» люди, попавшие в лапы к работорговцам. Виной тому не только беззащитность женщин, детей и стариков, но и обычная неосведомленность и доверчивость – в сети торговли людьми попадают и здоровые мужчины.

Сложность борьбы с варварством двадцать первого века заключается в том, что эти преступления крайне трудно выявить. Признания людей, ставших жертвами работорговли, – редкий случай в следственной практике. Найти и отличить торговцев людьми от работодателей до сих пор остаётся самым трудным. Более пятисот семидесяти преступлений в 2007 году — лишь верхушка айсберга. Говорит Геннадий Налдин, начальник отделения по делам о преступлениях в сфере торговли людьми Следственного комитета при МВД России: «У нас нет статистического учета пострадавших от торговли людьми. Это оперативные данные, они поступают с мест, когда ведутся операции по разоблачению преступников. Поэтому, к сожалению, мы не можем сказать, сколько, к примеру, женщин и детей находятся сейчас в рабстве».

Усложняет дело и законодательство: до последнего времени купля и продажа людей даже не считалась преступлением – всему мешала прописанное в Уголовном кодексе слово «эксплуатация» как сопутствующее. Говорит член комитета Госдумы по делам семьи, женщин и детей, Марина Мукобенова: «За период с 2004 по 2006 год по данным МВД было зарегистрировано всего 184 преступления такого рода. А правоохранительные органы смогли возбудить лишь 13 уголовных дел. Принятие в ноябре этого года Федерального закона, изменяющего статью № 124 уголовного кодекса, расширило возможности уголовного преследования за акт купли-продажи человека. На сегодняшний день для всех нас должна быть осведомленность, ведь, к сожалению, большая часть населения не подозревает о том, что за последние годы количество преступлений превысило имеющиеся статистические данные».

Осведомленности людей в такой проблеме во многом помогает участие известных лиц, таких, как, например, посол доброй воли ООН, певица Валерия: «Никто из нас сегодня не застрахован от рабства, насколько бы семья не была благополучной, нужно помнить, что каждый из нас может стать его жертвой. Я периодически встречаюсь с теми девчонками, которые по своей наивности и доверчивости попали в эти сети, выбраться из которых практически невозможно. Бежать удается лишь единицам».

Для тех, кому удалось бежать, в Москве действует реабилитационный центр. Но как быть с теми, кто страдает в лапах преступников? Одного понимания мало. Остается неясным, почему наказанием за торговлю людьми часто является лишь шесть лет лишения свободы? Известно, что одно время разрабатывался законопроект по комплексной борьбе с торговлей людьми, но пока он застрял у кого-то на столе.

Дарья Юматова



© Народ Инфо, 2007-2008