Николай Холявченко

Население России сократится к 2050 году на 34 миллиона человек по сравнению с нынешним годом и составит 107 миллионов 800 тысяч человек. С таким прогнозом выступил Фонд ООН по народонаселению. В этом году, по данным Фонда, в России проживает 141 миллион 800 тысяч человек, из них 73% — в городах. Средний показатель сокращения населения в стране, согласно докладу, составит полпроцента в год.В 2005 году Фонд ожидал более умеренного темпа уменьшения населения России к 2050 году — на 31 миллион.

Есть мнение, что в России грядёт демографический кризис, падение численности населения и его стремительное старение. Во всяком случае, к такому выводу пришли эксперты Фонда Организации Объединённых Наций по народонаселению. По их оценке, на конец 2008 года население России составляло 141 миллион 800 тысяч человек. Средний показатель сокращения населения в стране, согласно докладу Фонда, составит полпроцента в год, что приведёт к сокращению численности россиян к 2050 году на 34 миллиона человек по сравнению с 2008 годом и составит 107 миллионов 800 тысяч человек. А, кроме этого, как отмечал в аналогичном докладе Всемирный банк, уже после 2025 года каждый пятый житель нашей страны будет старше 65 лет. При этом от 3 до 4% населения России будут нуждаться в различных видах долгосрочного ухода. Соответственно вырастут и расходы государства на пенсионное обеспечение, здравоохранение и уход за пожилыми людьми.

Да, что и говорить, демографическую картину будущего России западные эксперты рисуют довольно мрачную. И чтобы не впадать в окончательную печаль и уныние, я решил обратиться к прогнозам отечественных «прорицателей», причём к тем из них, в которых содержится хоть какая-то доля оптимизма. Порывшись в материалах на заданную тему, я наткнулся на выступление Дмитрия Медведева в 2007 году. По его прикидкам, изложенным в том выступлении, в ближайшие годы удастся существенно снизить «убыль населения» и уже к 2025 году в России будут проживать 145 млн. человек. Как говорится, «его бы устами да мёд пить», но, будучи в то время на посту первого вице-премьера и отвечая именно за это направление, Дмитрий Анатольевич выступал тогда как лицо заинтересованное, в связи с чем его слова, честно говоря, не очень-то убеждали. А вот выкладки Всемирного банка и Фонда ООН по народонаселению, которые вряд ли пекутся о том, вымрет наш народ или нет, воспринимаются как-то более убедительно.

между тем, по данным международных демографических исследований, уже в ближайшие годы население Земли достигнет 7 млрд. человек. И произойдет это в основном из-за роста числа жителей развивающихся стран. Сейчас, по мнению некоторых экспертов, Россию тоже можно отнести к разряду развивающихся. Но если в социальном плане отношение нашего правительства к собственному народу не изменится, то исследователи-демографы могут быть спокойны на сей счет, ибо вряд ли кто-нибудь заметит вклад России в увеличение народонаселения планеты. Правда, тот же Дмитрий Медведев на финише 2007-го докладывал о том, что с января по август указанного года в стране родилось более миллиона детей, в результате чего коэффициент рождаемости у нас оказался самым высоким за последние 15 лет. Однако, по оценкам специалистов, коэффициент рождаемости – это всего лишь одна из составных частей российской демографической проблемы. Но есть и другие причины сложившейся ситуации. О них говорит заместитель директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН академик Владимир Серов.

Владимир Серов: «Когда был СССР, в который входили и азиатские республики, то такого провального состояния не было. Как только азиатские регионы откололись от нас, Россия оказалась голенькой. Но мы сами подписали себе такой приговор: мы же ухитрялись вкладывать деньги в Прибалтику, в те же республики Средней Азии, которые находились почти на феодальном уровне развития, а Россию обделяли. Вкладывали бы в Россию – такого бы не было. Это не вдруг возникшая проблема, но она усугубилась и стала всех очень сильно беспокоить. Между прочим, рождаемость в России такая же, как в Японии, скажем, или как в Германии, но там смертность во много раз меньше, чем у нас. Вот если бы поддержка государства была на должном уровне, то хотя бы в некоторых категориях населения ситуацию можно было бы существенно улучшить».

И действительно, детская заболеваемость и младенческая смертность в России не идут ни в какое сравнение с этими и другими развитыми странами. О том, каковы причины сложившегося положения, и что нужно сделать для его улучшения говорит детский хирург, доктор медицинских наук, профессор Михаил Рокицкий.

Михаил Рокицкий: «За десять лет численность детского населения сократилась на семь миллионов, примерно две трети всех детей больны. Нормальные роды составляют не более трети, и, естественно, это отражается на здоровье детей. Состояние ухудшается: за эти десять лет существенно выросли показатели заболеваемости, младенческая смертность составляет значительные цифры – 11 промиллей по сравнению с зарубежными ведущими странами, а это очень много.

Что надо делать? Нужно приоритетно заниматься здравоохранением вообще и детским здравоохранением в частности. Если же я буду говорить о том, что нужно приоритетно заниматься детским здравоохранением, возникнет резонный вопрос – относительно чего приоритетно? Относительно общего финансирования здравоохранения? Оно было нищенским, нищенским и остаётся. Отсюда, естественно, что и на долю детей приходится очень низкое финансирование. Социальные проблемы, само собой, существуют: недостаточное стимулирование рождаемости, недостаточные пособия на первого, второго, третьего ребенка, недостаточное стимулирование многодетности.

Но я говорю сейчас о медицинских аспектах: по данным Минздравсоцразвития, мы выделяем средств на здравоохранение ( если брать на душу населения) в сорок раз меньше средств, чем США, в 20 – 30 раз меньше, чем в Западной Европе, в 6 раз меньше, чем в Чехии и почти в 2 раза меньше, чем в Турции. Если от этих крох «отщипывать» (даже приоритетно) ещё и на детей, этого все равно будет мало.

Необходимо и обращение пристального внимания на проблему беспризорности – у нас это называется: «дети, находящиеся в трудной ситуации». А за рубежом есть более конкретный термин: «жестокое обращение с детьми». Нам тоже нужно более чётко обозначить в законодательстве, что есть «жестокое отношение к детям», что есть «безответственное отношение к детям». Если в Великобритании ребёнок до 7 – 10 лет остаётся без присмотра, то родителей или опекунов за это накажут. У нас же сплошь и рядом случаются ожоги, вываливания маленьких детей из окна, и так далее. То есть внимание детям должно быть первостепенным во всех аспектах».

А мы уже начинаем говорить о рекордах в деторождении: сделали на копейку, а выдаём это за полноценный золотой червонец. В течение последних полутора десятков лет мы неуклонно скатывались в демографическую яму и фактически сегодня уже находимся на её дне. И вместо того, чтобы решение этой проблемы, а именно, воспроизводство нации, сделать наиглавнейшим национальным приоритетным проектом, бросив на него все силы и средства, мы, чтобы не отбить у женщины последнюю охоту рожать, чуть ли не на аптекарских весах отвешиваем, сколько ей дать за одного ребёнка, а сколько – за двух. Да ещё уповаем на мигрантов, орды которых готовы хоть завтра заселить наши год от года пустеющие просторы. Эксперт по вопросам демографии Николай Павлов называет такой подход к решению проблемы «бомбой замедленного действия».

Николай Павлов: «Значительная часть чиновников и так называемого экспертного сообщества даже не ставят вопрос о том, что можно решать и нужно решать демографические проблемы прежде всего за счёт повышение рождаемости коренного населения России. Это – просто уже бомба замедленного действия, и когда она рванёт – одному Богу известно, но, если так и дальше будет развиваться ситуация, она, конечно, рванёт!»

В то же время, есть мнение, что решать демографическую проблему в России следует на уровне сознания коренного народа, а не путем ассимиляции иностранцев. Так считают в Московском патриархате. Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл говорит, что «если у нас сегодня сокращается население, если у нас сегодня маленькие семьи, то это в первую очередь сигнал того, что истощается любовь и нечто опасное происходит в нашей духовной жизни”. Чтобы решить демографическую ситуацию, надо не только воздействовать на сознание людей, считает он, но, в первую очередь, государству следует обеспечивать благоприятнейшие условия для материнства и детства.

Известны ли государству, или более конкретно – власти, столь простые истины? Конечно, да. Достаточно вспомнить соответствующее послание президента Федеральному Собранию, да и выступления самих законодателей, демонстрирующих порой неподдельную озабоченность этой проблемой. Какие возражения могут возникнуть по поводу вот таких, например, размышлений председателя Совета Федерации Сергея Миронова?

Сергей Миронов: «Все, чем была славна Россия: и духовные истоки, и воспитание йатриотизма, и гражданственности — все это дает только семья. А родители каждый день думают о том, как накормить, обуть ребенка, как выжить — и тут не до воспитания. Ведь семья – это не только муж и жена, это и их дети. Рождение каждого ребенка для российской семьи уменьшает ее материальный достаток ровно в два раза. Это уже задача государства, чтобы так не было, чтобы у родителей было желание иметь как можно больше детей. Поэтому без надлежащего отношения общества к многодетным семьям, к семейным ценностям вообще, мы, конечно, будем подрывать основы государства, семейные основы, и необходимо сделать так, чтобы в расчетах наших экономистов по социально-экономическому развитию за основу бралась полноценная семья с несколькими детьми, а не отдельный работник. Вот это ключевое положение – и необходимо в каждом населенном пункте нашей страны выяснить причины убыли населения. Те счастливые исключения, где, наоборот, население возрастает, тоже достойны того, чтобы изучить Этот опыт. Речь идет о составлении демографического паспорта на каждый населенный пункт нашей страны, а на основе этих документов можно уже предлагать рекомендации. И мы уверены, что рано или поздно мы к этому придем».

Ну что ж, слова очень хорошие… (местами). И я с удовольствием разделил бы это оптимистичное утверждение, если бы только в нём не было призыва к изучению причин убыли населения. Досадно, конечно, что, оказывается, не все представители российской власти, знают о том, почему вымирает наш народ. И, если вместо устранения причин этого вымирания, они по-прежнему будут заниматься их изучением, а вместо того, чтобы немедленно, буквально сегодня же, развернуть работу по идеологическому и финансовому стимулированию деторождения в нашей стране, они по-прежнему будут вырабатывать рекомендации и штамповать «демографические паспорта», – то фразу г-на Миронова о том, что «рано или поздно мы к этому придём», можно будет уместить всего лишь в одно слово – «ПОЗДНО». А его «демографические паспорта» не будут иметь для нас никакого смысла, так как, скорее всего, в них будут значиться преимущественно китайские имена. Потому что, кому угодно, но не представителям этого народа, можно отказать в искусстве… размножения.

Николай Холявченко



© Народ Инфо, 2007-2008