Региональное отделение «Комитета народного контроля» по Санкт-Петербургу обратился в администрацию Санкт-Петербурга с запросом по поводу очередного сомнительного строительного проекта. Речь идет о строительстве «Аэропорт-сити» в деловой зоне «Пулково-3», расположенной рядом с международным аэропортом «Пулково».
Обратиться в органы власти за разъяснениями «Комитет народного контроля» вынудила публикация в «Российской газете» от 22.10.2008. – «Аэропорт-сити» строится на песке» Речь в статье идет о сомнительных «строительных методах», к которым прибегают иностранные инвесторы в России.
Ниже мы приводим текст публикации полностью. Петербургский «Комитет Народного контроля» продолжает следить за развитием событий вокруг скандально известного «Аэропорт-сити». Мы будем информировать Вас о реакции властей на наше обращение
Российская газета: «Аэропорт-сити» строится на песке?
Иностранные инвесторы – желанные гости в Санкт-Петербурге. Недаром город, по оценке рейтингового агентства «Эксперт», в 2008 году занимает третье место в стране по инвестиционной привлекательности, а в 2007 году объем иностранных инвестиций в городскую экономику составил 6,3 млрд долларов.
Но, похоже, не все инвесторы одинаково полезны. Глядя на то, как реализуются некоторые иностранные инвестпроекты, невольно возникает вопрос – кому нужные подобные «инвестиции»?
Взять хотя бы масштабный комплекс «Аэропорт-Сити», который реализуется в деловой зоне «Пулково-3». Строительство ведет ОАО «Авиелен А.Г.» — компания-застройщик, основными владельцами которого являются ОАО «Пулково» и австрийская компания Warimpex.
Проект включает строительство четырехзвездочной гостиницы, конференц-центра и двух офисных зданий. Общая площадь комплекса превысит 100 000 кв.м. Возводить «Аэропорт-сити» начали в ноябре 2007 года, а ввести его в строй компания планировала в 2010 году.
Однако, по сообщениям российских деловых СМИ, основной инвестор строительства – австрийская финансовая компания Warimpex продала 25% своих акций в проекте за 30 млн евро другим «иностранцам» – некоей Immo International. Единственным российским инвестором проекта был и остается ОАО «Пулково», которому принадлежит 15%. Что случилось с проектом? У австрийцев зародились сомнения в перспективах проекта? Обо всём по порядку.
Генеральным проектировщиком «Аэропорт-Сити» выступило ОАО «Ленаэропроект». Генеральным подрядчиком тогда же стала строительная компания «ГлавПромСтрой». Архитектурную концепцию инвестор поручил разрабатывать чешскому архитектурному бюро D3A. Отметим, что для чехов это был первый проект в России. Знали ли архитекторы о наших строительных нормах, о том, в конце концов, что Петебург стоит на болоте и дренаж здесь – не роскошь, а неизбежность?
Так или иначе, на свет появился достаточно неординарный проект, ознакомившись с которым, по данным петербургского «Строительного еженедельника», градостроительный совет Петербурга остался недоволен. Участники градсовета постановили считать представленную чешскими специалистами документацию «предпроектом». Фактически вернув проект на доработку.
И все-таки, проект офисного и гостиничного комплекса «Аэропорт-сити», разработанный «Ленаэропроектом» на основе идей чешских архитекторов, был утвержден Управлением вневедомственной экспертизы Санкт-Петербурга.
Тут и началось самое интересное. По мнению специалистов Российской академии архитектуры и строительных наук, в ходе строительства «Аэропорт-сити» могут возникнуть серьезные проблемы. Специалисты РААСН выполнили целый ряд экспертиз по проекту и не скрывают своих опасений. «Меня настораживают нагрузки, рассчитанные для проекта. Как выяснилось в ходе строительства, многие особенности местоположения «Аэропорт-сити» и технологий строительства просто не были учтены при расчете нагрузок. А неверные расчеты нагрузок могут привести к самым печальным последствиям. Если с такими расчетами объект вообще будет построен», — считает Юрий Казаков, доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, советник президента РААСН.
Другая проблема «Аэропорт-сити» — необходимость постоянного дренажа. То, что Петербург стоит практически на уровне моря, знает каждый строитель. И в этих условиях здание без дренажа – это замок на песке. «Изначально дренаж не был учтен в проекте, — комментирует Юрий Казаков. – Чешских архитекторов еще можно понять – им могут быть неведомы петербургские реалии. Но российские проектировщики не могли не знать, что без дренажа в Пулково даже не вырыть котлован – он будет тут же залит водой. Кто поручится за надежность свай, которые забиты прямо в воду?»
Чем меньшие нагрузки заложены в проект, тем меньше строительных материалов, свай, колонн и балок потребуется при строительстве. А если к тому же отказаться от постоянной дренажной системы, то затраты можно еще сократить. В масштабах строительства это может вылиться в огромную экономию. Экономия на всём – вот залог сверхприбылей застройщиков/девелоперов в России. Задача девелопера – максимально выгодно продать построенный объект.
Не повезло «Аэропрот-сити» и с генеральным подрядчиком – компанией «ГлавПромСтрой». По словам регионального директора по странам СНГ компании Warimpex господина Пауля Побера, «ГлавПромСтрой» не выдержал сроки строительства. Сбой составил около трех месяцев. Генподрядчика пришлось сменить. А чем больше генподрядчиков, тем труднее найти виноватого в ошибках в строительстве. Чем бывают чреваты ошибки в строительстве, мы, к сожалению, уже могли убедиться на многих печальных примерах – здания обрушаются как карточные домики.
«Аэропорт-сити» еще не распахнул свои двери перед бизнесменами и гостями Петербурга, но уже породил ряд вопросов и сомнений. Чем занималась компания 17 лет своего существования? Почему компании потребовалось 13 лет, чтобы получить от города участок земли в «Пулково-3»? С какой целью «Авиелен А.Г.» приняло решение выпустить акции на общую сумму 370 млн рублей?
Ну и самый главный вопрос – кто будет отвечать за ошибки и экономию при строительстве пулковского «Аэропорт-сити» —- тоже пока остается без ответа.
Дарья Вознесенская, Российская газета