В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина – грандиозное событие. Там открывается масштабная выставка работ английского художника Уильяма Тёрнера. Полотен Тёрнера нет в российских музейных собраниях, до этого отдельные картины лишь ненадолго выставлялись в привозных экспозициях. Сейчас организаторы представляют более 130 работ художника, охватывающих все периоды его творчества.
Один английский критик как-то заметил: его работы ослепляют зрителей. Свет – вот слово, которое приходит на ум первым при упоминании имени Джозефа Уильяма Тёрнера. Античный сюжет или унылый английский пейзаж, батальные сцены или изображение любимого им моря – даже если это не праздник красок, это чудо игры света.
Тернер спорил с гетевским ученьем о цвете: темнота вовсе не отсутствие цвета, ведь есть тени и полутени. Так и на его картинах: даже ночь не безлико-черна.
Тёрнер известный и неизвестный – так, наверное, можно назвать эту экспозицию, одну из самых масштабных в истории Пушкинского. Ее готовили два года, целый год только согласовывали все формальности, и вот, наконец, 40 полотен, 90 эскизов и подготовительных акварелей с помощью Британского совета, Британской галереи Тэйт и фонда Алишера Усманова здесь, в Москве. Директор музея, Ирина Александровна Антонова рада такому славному началу такого редкого прикосновения к английскому искусству: «У нас широко представлена французская, голландская, фламандская, итальянская живопись, но не английская. И поэтому любая выставка английского художника – для нас события Мы бы рады были еще показать».
«Жизнь Тёрнера — одно большое путешествие» – это уже крылатая фраза из его жизнеописания. Швейцарские Альпы и итальянские бухты, парижские улочки и голландские закаты – даже во время кратких остановок Тернер умудрялся делать десятки набросков. Тем не менее, всю жизнь он мечтал о большом монументальном историческом полотне. Но даже в древнеримских хрониках или картине, посвященной адмиралу Нельсону, главным все равно оставался пейзаж: на фоне величественной природы люди были символично маленькими .
Расположить картины такого художника – отдельная нелёгкая задача. Она была поручена Борису Мессереру: «Моей задачей было максимально тактично подойти к экспозиции, создать полумглу в зале, чтобы эти картины как можно явственнее излучали свой свет. Что же касается центрального полотна — «Снежная буря», то здесь надо было ни в коем случае не допустить вульгарностиадо было ни в коем случае не дрлучае не дрйти к экспозиции, создать полумгулу в зале, чтобы ».
Выставка Джозефа Тёрнера – мультипроект. Помимо известных и малоизвестных произведений, в экспозиция рассказывает о нем как о педагоге – профессоре перспективы и теоретике живописи. Говорит куратор выставки с российской стороны, Анна Познанская: «Даже искусствоведы не досконально знают творчество Тернера, в основном его имя связывают с его поздними работами, со светом, с воздушностью красок, и поэтому задачей выставки было показать полностью развитие мастера. Ранние его работы не менее интересны, они открывают художника с другой стороны».
Не стоит забывать, что при всем этом Тёрнер – предтеча французских импрессионистов, чудом появившийся в пуританской Англии, где до него было принято использовать темную палитру красок. Солнечные замки и виды Лондона, морские бури и нежные закаты – это впечатление невозможно забыть.