В США 80 % афроамериканцев было уверено в том, что им не доведётся дожить до избрания темнокожего президента. Таков результат опроса, проведённого после выборов по заказу телекомпании CNN. Избрание 4 ноября президентом демократа Барака Обамы темнокожие американцы называют «сказкой, ставшей былью».
Всего 40 лет назад в Америке действовали порядки расовой сегрегации. Залы ожидания для белых, залы для цветных, темнокожая женщина должна уступать место в автобусе белому мужчине… Эти дикости описывались в советских учебниках. Негры боролись за свои права, находя сочувствие у прогрессивно настроенных белых американцев. В результате правительство Штатов пошло на перенимание советского опыта по взращиванию низовой субъектности у нацменьшинств: в ущерб белому большинству представители меньшинств получили льготы при поступлении в университеты и при приёме на работу. Иногда доходило даже до абсурда. Так на место профессора университета предпочтение отдавалось не профессионализму, а этническому происхождению. Чёрная женщина имела больше шансов получить возможность читать лекции студентам, чем белый мужчина, независимо от знаний и количества опубликованных трудов. Как говорится, перекосы в одну сторону неизбежно скоро оборачиваются перекосами в сторону противоположную. Тем не менее, главная цель была достигнута. Негры не только получили равные с белыми права, но стали гражданами. Они почувствовали себя жителями своей страны, готовыми работать на её благо и при необходимпости защищать её. Это было бы невозможно без одобрения политики государства со стороны белых. И сегодня победа темнокожего на президенстких выборах воспринимается белыми не как победа черного над белым, не как признак перезревшей проблемы сохранения этнического равновесия, а как победа демократии. Как победа над расовыми предрасудками. В Америке считается неприличным бить себя в грудь и кричать: «Нас, белых, столько-то процентов, мы самые главные». WASPы и так знают, что они главные. Они доказывают это своим трудом в условиях свободной конкуренции. И довольны таким положением вещей. Главное, что в нации, где взращена низовая субъектность, национальный вопрос уходит на переферийную позицию.