В Московской духовной академии Троице-Сергиевой Лавры в рамках «Глинских чтений» состоялся Всероссийский конгресс «Пресса – за нравственное общество». Его целью было формирование единой площадки для обсуждения морального облика современных отечественных СМИ.
Обсуждая вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, нельзя обойти тему содержания отечественных СМИ. Часто получается, что труд педагогов, старающихся научить детей доброму и вечному, нивелируется потоком информации из изданий, ориентированных не на утверждение в обществе моральных принципов, а на удовлетворение запросов рекламодателей. Зарубежный опыт, подробно разобранный специалистами на Конгрессе, наглядно высвечивает влияние, которое безнравственные средства массовой информации оказывают на обстановку в обществе.
Говорит доктор филологических наук, преподаватель факультета журналистики МГУ, Елена Пронина: «Приведу пример того, как влияет особенность формирования информационной среды на качество жизни. По американским исследования известно, что количество жестоких сексуальных преступлений, в каждом штате США прямо пропорционально количеству выходящих порножурналов в этих штатах. Даже если человек никогда не читал этих журналов и не смотрел эротических каналов, нет гарантии того, что он не станет жертвой воспалённого сознания человека, который любит подобное чтение или воспринял от своего окружения соответствующий набор установок».
К сожалению, многие российские СМИ далеки от идеала честной, социально ответственной журналистики. Часто именно желание заработать побольше денег на рекламе является стержнем деятельности изданий. Однообразные статьи, ориентированные на пробуждение животных инстинктов, а между ними реклама – вот постоянно встречающийся образ газет и журналов. По похожему принципу работают и многие электронные СМИ.
По мнению участника Всероссийского Конгресса «Пресса за нравственное общество, заместителя главного редактора Общенационального русского журнала Василия Дворцова, сегодня российское общество столкнулось с целенаправленным планом слома традиционных ценностей с целью превращения народа в безликую массу потребителей. Василий Дворцов: «Что происходит, когда государство отстраняется от общественной жизни? Идёт глобальная атака рынка, но рынка не товарного. Целенаправленно создаётся общество потребления. Никаких случайностей в этом нет: мы знаем, что за прошедшие 15 – 20 лет рынок полностью монополизировался – под контролем и мясо, и нефть, и СМИ, идёт атака на наши традиционные ценности, хорошо продуманная, хорошо финансированная. Память о наших национальных ценностях мешает созданию общества потребления, общества, которое будет поступать по приказу каждую неделю, меняя новые товары».
Чтобы противостоять засилию в СМИ пошлости, необходимо объединение усилий всех честных журналистов. В принятом по итогам Конгресса заявлении говорится: «Состояние журналистики — важный показатель зрелости гражданского и уровня политической культуры страны. И важно, чтобы общество и государство выступали в поддержку позиции честной журналистики в её борьбе за социальную справедливость и защиту традиционных духовных и нравственных ценностей».