Андрей Гвоздин

Сегодня — День взятия Бастилии (1789). Этот день остается самым главным национальным праздником для Франции. Традиционно ритуал празднования Дня взятия Бастилии открывается ранним утром военным парадом. Его смотрит весь Париж и миллионы туристов. Президент Франции принимает парад и выступает с традиционным обращением к нации. Несмотря на более чем серьезный исторический подтекст, День взятия Бастилии — праздник очень веселый и отмечается с размахом. В каждом парижском квартале, в каждом провинциальном городке проходят шумные балы, народные гуляния, карнавалы. На улицах устанавливаются столы с угощениями. По всей стране небо освещается тысячами фейерверков. 14 июля во французских посольствах в разных странах мира устраиваются торжественные приемы.

Толпы народа в 1789 году двинулись на штурм Бастилии. «Тюрьмы сравняем с землей» — борются в революциях за свободу, против угнетения старым и костным нового и прогрессивного. В тюрьме оказалось всего четыре узника. Штурм как бы оказался и бессмысленным. Хотя, наверное, это у нас так трактуют важные исторические моменты. Мол, первая Русская революция была просто восстанием, Февраль 1917-го бунтом голодных и дезертиров, Октябрьская революция – это просто переворот. Высоколобые с длинной бородой историки и просто любители, обвешанные самопридуманными орденами-крестами, копаются в архивах, ссылаются на сомнительные книги с одной целью – подвергнуть сомнению грандиозность свершений отечественной истории. Для большей правды своих слов подвергают сомнению и знаковые события истории других стран.

Про взятие Бастилии можно в таком ракурсе наговорить чего угодно. Тем более, что вслед за революцией последовала контрреволюция и восстановление монархии, а всё в сумме разразилось длительными кровавыми перипетиями. Однако, сами французы так не думают. Ведь взятие Бастилии – это ярко выделяемая на шкале дат точка, с которой началась целая историческая эпоха. И не только во Франции. Фактически весь современный миропорядок построен на идеях и ценностях Французской буржуазной революции. Система западного модерна шагает и поныне по планете, трансформируя целые народы. Подвергать сомнению ценность взятия Бастилии для французов равносильно отказу от своей родины. Поэтому до сих пор гимн Франции – Марсельеза, которую пели борцы Сопротивления во время Второй мировой войны, когда песня была запрещена.

…Мы тогда выйдем на сцену

Когда наш настанет черед

Наши предки нам будут примером

По их следу идти будем вслед…

Андрей Гвоздин



© Народ Инфо, 2007-2008