Андрей Гвоздин

В Москве состоялась организованная немецким фондом Ханса Зайделя конференция «Российско-германское партнерство и европейская политика безопасности», в которой приняли участие депутаты парламентов разного уровня и эксперты из России и Германии.

Германия — главный торговый партнер России в Евросоюзе. Последние годы отношения между нашими странами развиваются не просто быстро, а можно даже сказать — бурно. Если торговый оборот между Российской Федерацией и ФРГ в 2000 году составлял 13 миллиардов долларов, то в 2007-м он составил уже 60 миллиардов. Причем баланс складывается в сторону экспорта из России.

Однако если взглянуть на структуру торгового партнерства, то оптимизма не чувствуется. Мы продаем почти исключительно нефть и газ. И увы, многие российские государственные деятели явно не понимают достаточно зыбкого положения нашей страны на международной арене. Лейтмотив выступлений российских депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и экспертов был таким: только Россия может поставить в Европу столько газа и нефти, сколько нужно, а потому Европа должна считаться с мнением нашей страны о том, что сырье – это важный ресурс, что все в мире должны об этом задуматься. И некоторые даже высказывали такие выводы, что, мол, Европа загнивает, а Россия бурно развивается. И практически никому из российских участников конференции не пришла в голову мысль о том, что кроме как нефти и газа России предложить миру нечего, а вот Европа может их покупать по любым ценами и при этом еще развивать науку, строить новые высокотехнологичные предприятия, повышать уровень социальной защищённости своих граждан. Немцы улыбались и благодарили за диалог.

Шла дискуссия и о международной безопасности. Говорили про Иран, Северную Корею, Кавказ, Косово. В общем-то все остались при своих мнениях. Немцы оправдывали действия НАТО в мире и искренне выражали непонимание, почему Россия не идет в фарватере мировой политики Запада. Россияне говорили об отличии интересов внешней политики нашей страны и внешней политики стран Евросоюза. Только почему-то чуть ли не каждый выступающий с российской стороны считал своим долгом сказать, что это неправильно — воспринимать Россию как прямую наследницу Советского Союза, напомнить о том, что мы практически изжили остатки ужасного прошлого.

В целом конференция не привнесла ничего нового. Некоторые молодые участники откровенно скучали.

Андрей Гвоздин



© Народ Инфо, 2007-2008