Андрей Гвоздин

В июне 1982 года в выступлении на Генеральной Ассамблее ООН президент США Рональд Рейган назвал СССР империей зла.

В целом речь Рейгана была характерна для формирующейся тогда в западном мире политической культуры, в которой общественные деятели произносят громкие фразы, имеющие воздействие на обывателей, искренне в эти фразы верят, но при логическом анализе все доводы разбиваются в прах. В своём произведении «Generation P» писатель Виктор Пелевин весьма точно описал подобную культуру: политиков не существует, есть лишь их созданные компьютером голограммы для показа по телевидению. Вся борьба политических партий пишется сценаристами для удержания аудитории у телеэкрана, в котором мелькают торговые брэнды.

Рейган – это классический пример человека, идеализирующего американский образ жизни, считающего незыблемым понятие частной собственности. Большое состояние в сознании Рейгана было следствием личных достоинств человека, нищенское существование происходило от лени, протесты против социальной несправедливости – от одержимости.

Свою карьеру на поприще общественной деятельности Рейган начал как функционер профсоюза голливудских киноактеров. Когда профсоюз стал реальной силой, Рейган встал на сторону владельцев киностудий, обвинив артистов в попытке создать всемирную прокоммунистическую пропагандистскую базу. После профсоюза, в течение восьми лет Рейган был пропагандистом компании «Дженерал Электрик». Он объездил все 135 городов, где находились заводы корпорации, с выступлениями о силе и мощи капиталистического хозяйствования, о необходимости решительной борьбы Америки с коммунизмом.

Вскоре Рейган стал губернатором Калифорнии. В ходе предвыборной компании по совету политтехнологов Робертса и Спенсера, он отказался от чересчур радикального консерватизма, взяв себе размытый образ «гражданина-политика», пропагандировавшего не менее размытую идею «созидательного общества». Он нравился состоятельным жителям штата, боявшимся перемен, обеспокоенным борьбой расово-этнических меньшинств за свои права и протестами студентов. «Когда я стану губернатором, я добьюсь того, чтобы их (протестующих студентов) выкинули из университета», — грозил Рейган и раз даже пообещал устроить студентам «кровавую баню». Став губернатором на волне обывательских страхов, Рейган заметно увеличил налоги, мотивировав это лозунгом свободы предпринимательства, закрыл медицинские учреждения, оказывавшие бесплатную помощь нуждающимся и престарелым.

Став президентом, он продолжал рассказывать плохо разбирающимся в политике людям об ужасах тоталитарной советской системы, кровавые поддерживаемые США режимы в Латинской Америке называл истинно демократическими. И каждую свою речь Рейган подкреплял обращением к Богу, к сохранению христианских ценностей, на которых зиждется американское общество. При таких аргументах, с привычной «точкой» в конце выступления – «да благословит вас Господь и большое спасибо», — обыватели не могли не верить своему президенту.

Только вот почему-то речи о великой миссии Штатов нести свободу народам мира, призывы вроде «Горбачёв, разрушьте эту стену» воспринимались руководством Советского Союза как откровение. Наверное, потому, что к моменту Перестройки у власти в СССР оказались такие же деятели, как и сам Рейган. Не идеологи, но статисты, всю жизнь строившие карьеру, плывя по течению сложившихся обстоятельств.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ МОЖНО В БЛОГЕ АВТОРА

Андрей Гвоздин



© Народ Инфо, 2007-2008