Юрий Назаров
Григорий Дунаев

Григорий Дунаев: Здравствуйте, дорогие радиослушатели – любители кино. Мы в прямом эфире «Народного радио», наш сегодняшний гость, актёр Юрий Назаров .

Юрий Назаров : Добрый день.

Григорий Дунаев: Юрий Владимирович, первый мой вопрос, как ни странно, будет касаться спорта, а ещё точнее – футбола. Почему футбола? Да потому что мы с вами встречаемся накануне праздника футбола у кинематографистов. Исполняется 4 года команде «Сериал», в которой играют актёры кино, и среди них – вы…

Юрий Назаров : Ну, мне уже восьмой десяток, мне как-то играть не с руки. Я играл в этой команде раньше.

Григорий Дунаев: Среди огромного количества фильмов с вашим участием есть фильмы на спортивные темы, в том числе и посвященные футболу.

Юрий Назаров : А как же? Не сколько футболу, сколько патриотизму. «Третий тайм» — это потрясающая картина о киевском «Динамо», команде, которая играла, находясь в плену у немцев. Это история знаменитого «матча смерти», когда немцы захотели сыграть в футбол и поставили условие пленным киевским футболистам: в случае проигрыша русских, отпустить их на свободу. То, что показано в фильме и то, что произошло с «Динамо» на самом деле, немного не совпадает, но это и не важно. Важно было показать драму. Она о настоящих победителях: ребята знали, что идут на гибель, но всё равно выиграли, не могли быть нечестными. И, конечно, драма эта — о том «счастье», которое несла нам мировая западная цивилизация. Но тогда она называлась фашизмом, а сейчас она зовётся просто цивилизацией. Понимаете, надо все-таки не забывать кто мы, что мы, откуда, не забывать нашу историю, не забывать наши корни, не прыгать на задних лапках перед западом.

Григорий Дунаев: Где снимался фильм? В Одессе?

Юрий Назаров : Сам футбол снимали в Одессе, а военные развалины — в Калининграде, в бывшем Кенигсберге. Тогда многие военные фильмы снимались там, поэтому мы играли, сталкиваясь с пятящимися партизанами из какой-то другой картины Довженковской киностудии.

Григорий Дунаев: Много ли делали дублей, жалели ли плёнку?

Юрий Назаров : Наверное, жалеть дубли в кино стали попозже. К тому же, режиссёр Евгений Ефимович Карелов снимал очень интересно: он не делал двух одинаковых дублей — у него все дубли были разные. А потом он из них клеил то, что ему было нужней, что казалось правильней.

Эта тема – тема спортивной победы во имя чего-то высшего меня волнует. Я помню 46-й год, я тогда чем-то заболел и лёг в больницу. И мне туда принесли книжечку, которая называлась «19:9» — как раз про наше «Динамо». Ведь Запад врал и по сию пору врет и всячески унижает, уничтожает нашу Победу. И тогда были разговоры, что мы победили мясом, пушечным мясом. И когда киевское «Динамо» пригласили в Великобританию на матч, им хотелось унизить нас: вот, мол, вы победили, вас много, ну-ка, давайте, теперь 11 на 11, в футбол.

Григорий Дунаев: Сколько было игр?

Юрий Назаров : Четыре игры. Помню их все — не вживую, ведь тогда не было телевидения, я помню отчёты об этих играх — все наизусть. Первая игра была с «Челси». Счет был 3:3, но наши устояли, несмотря на мандраж. Вторая игра — с «Карди», мы врезали 10 :1. После этого англичане собрали арсенал, армейскую команду, сборную, а наши всё-таки смогли сделать счёт 4:3. Последняя игра была с шотландской командой «Глазго Рейджер». Наши были уже измучены, а судья изо всех сил подсуживал англичанам, в итоге — 2:2. То есть ни одного проигрыша, две ничьи и две великих победы, 19:9 – общий счет. И это за честь Родины, за правду, за справедливость — им было что защищать! Это не из желания себя показать, какие мы красивые и замечательные, это за нашу великую страну.

Григорий Дунаев: Юрий Владимирович, у нас есть телефонный звонок.

Марина Ивановна: Алло, здравствуйте, это Марина Ивановна из Москвы. Юрий Владимирович, очень приятно вас слышать. На меня огромное впечатление произвела ваша роль в картине Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с Тарковским.

Юрий Назаров : Я сыграл у Тарковского три роли — две роли в «Андрее Рублёве» и одну роль еще в «Зеркале». Я не знаю, как об этом рассказать в двух словах. Тарковский — гений, мы это при его жизни понимали. Он очень живой, какой-то настоящий. И большой умница. Глупостей от него я не слышал никогда, нигде: ни на съемочной площадке, ни в автобусе, когда мы ехали на съемку, ни за обедом — как-то не свойственны были человеку глупости. Его не заботили мелочи, его занимали самые насущные проблемы страны, вопросы современности. В то время, как у нас очень многое делалось в расчете на дурачков, его волновали самые серьёзные вопросы: кто мы, куда мы идем? И поэтому его фильмы сейчас воспринимаются так же, как и несколько десятков лет назад, они не стареют, только ты до них каждый раз дорастаешь своим восприятием. Вот смотришь сейчас: Боже мой, чего-то я тогда не понимал, и только сейчас это появляется, чувствуешь, как будто сегодня он с нами разговаривает.

Летом должна выйти моя книжка, и там Тарковскому посвящено очень много страниц. Тарковский настолько пророс в нашу культурную и всеобщую историю, что без него, как без Пушкина, сегодня нельзя, он везде.

Григорий Дунаев: Юрий Владимирович, у нас есть еще один телефонный звонок.

Иван Новиков: Алло, добрый день, меня зовут Иван Владимирович Новиков, я москвич. Юрий Владимирович, у меня двоякое отношение к фильму «Апостол», в котором мы все недавно вас видели. Как вы сами к нему относитесь?

Юрий Назаров : Слава Богу, что этот фильм сейчас вызывает большой резонанс. Хорошо на эту тему подумать, хорошо вообще окунуться в историю, хотя картина и не строго исторична. Но нам нужно с большим вниманием смотреть в нашу историю, потому что на неё сейчас столько валится всякой пакости и лжи, нужно больше копаться, обращать внимание и на другие источники.

Григорий Дунаев: Но эта тема вам нравится? Как вам опыт военного боевика?

Юрий Назаров : Понимаете, мне вообще не нравится наше сегодняшнее холуйское копирование западных боевиков, зацикленность на этом экшн, как его называют. Я поклонник нашего замечательного советского кино. Ну представьте себе кого-нибудь из западных звёзд вместо Николая Афанасьевича Крючкова, например? Потом, это ведь наше, родненькое. Я не понимаю, когда говорят, что какой-нибудь наш актёр смог бы сыграть как Марчелло Мастрояни. Зачем такие сравнения? Наших ролей никакой Марчелло Мастрояни никогда в жизни не сыграет лучше Шукшина. А Шукшину не надо лезть в итальянское кино, Шукшин занимался своим делом — так занимался, как дай Бог каждому.

Не надо терять себя, не надо забывать нашу великую культуру. Поль Валери говорил: «Мне известно в истории мировой культуры три чуда, три массовых взлета культуры. Это эллинизм, европейское Возрождение и русский XIX век». Какого чуда наследниками мы являемся! Зачем нам гнаться за чем-то ещё?

Я повторюсь, я просто обожаю наше кино, оно было про жизнь, про людей. Понимаете, это добавочный опыт человека: на работе, дома некогда подумать о каких-то вещах, что-то раздражает. А когда сидишь и смотришь на экран, можешь что-то осмыслить, сделать полезные для себя выводы. Я не люблю искусство как развлечение, но как опыт, как школу, как науку.

Григорий Дунаев: Спасибо, Юрий Владимирович. И еще один звонок.

Борис Трофимович: Здравствуйте. Беспокоит вас Борис Трофимович из Москвы. Я большой поклонник вашего таланта и вашей патриотической позиции. Но у меня тоже вопрос по «Апостолу». Как-то получается в этой картине, что немецкие разведчики, контрразведчики были гораздо более гуманны, чем наше НКВД.

Юрий Назаров : Вы знаете, все-таки это вопрос не ко мне, а к создателям фильма. Наверное, и это отчасти в чём-то правда Я считаю, что наша главная беда не в коммунизме, а в хамстве. Ну какой коммунист был Хрущев, простите, пожалуйста? Ленин говорил: «Коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые накопило человечество». Какие богатства накопил Никита Сергеевич? Сколько он наворотил всего? Но это, конечно, разговор долгий и не в этой передаче.

Григорий Дунаев: Юрий Владимирович, в чём рецепт и секрет вашей молодости и мобильности?

Юрий Назаров : Жизнь и заботы. Когда моей маме исполнилось 60 лет, я хотел написать ей пожелания, как желают все — мира, покоя. Подумал и написал: мама, желаю тебе забот. Пока есть заботы, силы откуда-то берутся. Есть заботы — есть заинтересованность в своей судьбе, в судьбе своей семьи, в судьбе своей страны. И когда ты нужен, эта нужность твоя как-то тебя поддерживает.

А ещё по утрам меня научили, вытягиваться, как кошка: она просыпается и тянет, тянет позвоночник, чтобы он хрустнул, чтобы там все встало не место. Так и живу.

Григорий Дунаев: А в каком ритме вы живёте?

Юрий Назаров : По-солдатски: когда есть возможность, сплю. Как Штирлиц: устал, заехал на стояночку, подремал десять минут.

Григорий Дунаев: Я помню, Сергей Федорович Бондарчук однажды снимал картину в Мукачеве, и один его друг и коллега взял с собой пижаму. А Сергей Федорович как был в кирзовых сапогах, телогрейке, так спокойно и засыпал. Как вы относитесь к удобствам жизни?

Юрий Назаров : Без пижамы обхожусь. Так не только Сергей Федорович делал, так и Суворов завещал — не особенно трепетно к себе относиться. Вспомните, Николай Иванович Вавилов прошёл пустыню Гоби, что ему там пижама помогала? Нет, помогало что-то другое: верность России, науке.

Григорий Дунаев: У нас снова телефонный звонок.

Вячеслав Борисович: Здравствуйте, это Вячеслав Борисович из Москвы. Юрий Владимирович, почему вы согласились в своё время сыграть в фильме «Маленькая Вера»? Ведь он же дал толчок этому потоку пошлости, который захлестнул нашу страну.

Юрий Назаров : Конечно, она тогда вызвала бурный резонанс. Была какая-то передача, и я помню, что позвонила женщина из Одессы и поблагодарила за то, что в этом фильме тема русского пьянства показана с болью, а не отчужденно, не отстраненно, не весело. Вот я и согласился играть в фильме ради этой боли, ради этой глубины, хотя в картину я попал совершенно случайно: заболел исполнитель главной роли.

У меня к «Маленькой Вере» двоякое отношение, это уникальный фильм в моей творческой биографии. Когда меня хвалят за него, я думаю: да, есть за что похвалить. Когда ругают на чём свет стоит, я и с этим соглашаюсь, я и это принимаю всей душой. Понимаете, это хитрый фильм получился — он правдивый. Я задаю вопросы нашим зрителям: правда ли всё, что вы видели на экране? Правда. Нравится вам эта правда? Нет. Вот он и заставляет задуматься, и на том ему спасибо. Фильм не называет никаких рецептов, хотя и можно было бы.

Как это ни покажется парадоксальным, но вот если сравнить картину, допустим, с «Ромео и Джульеттой» Шекспира, ведь там и ужасов, и мрака, и глупостей не меньше. Две уважаемых семьи не хотят унять кровопролитие, ведут междоусобные бои. Но там есть свет, там эти дети возрождения, которые любят друг друга, там отец Лоренсо, который пытается спасти их, но у него не выходит. Конечно, дурость, кровожадность, средневековое хамство победило, но всё-таки у Шекспира есть другой полюс. Он есть и в жуткой картине «Андрей Рублев». А в «Маленькой Вере» другого полюса нет — там только мрак. Вот в этом я принимаю все к нему претензии. Если бы дальше с этой правдой люди бы пошли к осмыслению, к поискам выхода, а вместо этого они двинулись глубже, зарылись в эту помойку. Я их не приветствую, я с ними не согласен. Не надо в помойку, надо помнить, что мы люди, и надо пытаться оставаться людьми. Искать выхода, а не кайфовать.

Григорий Дунаев: Какие мощные слова. Юрий Владимирович, и у нас есть последний телефонный звонок.

Анна: Здравствуйте, меня зовут Анна. Юрий Владимирович, вы знаете, я с таким удовольствием слушаю вас. Есть артисты, фильмы которых, имена которых надо вспоминать. Про вас этого не скажешь. Чувствуешь, что вы русский человек, русская душа, которая болеет за Россию, говорит открыто, честно.

Юрий Назаров : Спасибо, это очень приятно. Тогда в заключении я прочту стихотворение о России. Автор его — к сожалению, ушедший от нас, Борис Кубиков, казак из станицы Семикаракорской.

Ни у кого пощады не просила,

Другим прощала, мести не тая.

Любовь моя и боль моя, Россия,

Тревога каждодневная моя.

Когда качал планету конский топот

И шел Восток в немыслимый разбой,

Шарахалась надменная Европа

И пряталась за раненной тобой.

Когда свинцово наливались тучи

И громыхала с Запада гроза,

Глядел Восток с надеждой на могучую

Во все свои раскосые глаза.

Ты всех спасала, принимая муку,

Великая, и в звездах, и в крестах,

Ты первая протягивала руку,

Поверженному помогая встать.

В березках вся, в снегах сибирских хрустких,

Вся в жилках синих животворных рек,

Загадочная, но только не для русских,

Одна несокрушимая вовек.

Тяжелыми ногами попирая

Угрозы вражьи, вражескую ложь,

Двужильно, по-бурлацки, напрягаясь,

Ты всю планету за собой ведешь.

Григорий Дунаев: Спасибо, Юрий Владимирович. Ну, что же, наша программа подходит к концу, остаётся пожелать вам здоровья, больших успехов в кино и новых замечательных ролей.

Юрий Назаров
Григорий Дунаев



© Народ Инфо, 2007-2008