Аким Салбиев
Николай Холявченко

В московских кинотеатрах начался показ художественного фильма «Одиннадцать писем к Богу». Снятая всего лишь год назад, эта кинокартина успела побывать на многих отечественных и зарубежных фестивалях, а также стать обладательницей нескольких престижных кинонаград.

Наш обозреватель Николай Холявченко взял интервью у автора и главного режиссёра фильма Акима Салбиева.

Николай Холявченко: Аким Алимбекович, кажется, совсем недавно вышел ваш фильм «Одиннадцать писем к Богу», но уже получил признание и у зрителей, и у кинокритиков. Для тех, кто его ещё не видел, расскажите, пожалуйста, об этом фильме и о том, как родилась идея его создания.

Аким Салбиев: Фильм «Одиннадцать писем к Богу» – это мой пятый большой художественный фильм и первый, который я снял на родине, на Кавказе. Я хотел сказать миру и России, что Кавказ – это не поле боя, а земля, которая хранит свои традиции, историю, устои семьи. Сюжет фильма о людях Кавказа: высоко в горах построен интернат, где живут мальчишки. Эта картина об их постепенном сближении, начале мужской дружбы. Я бы сказал, что «Одиннадцать писем к Богу» – это фильм о любви, о семье, о дружбе, о том, как трудно создать что-либо и как легко всё это разрушить, о сохранении устоев – это как раз то, чем ценился и ценится Кавказ. Фильм снят в Северной Осетии – это моя историческая Родина. Я не буду говорить сейчас о красоте гор, о быстрых реках и других красотах – пусть все это зрители увидят сами. Это мое признание в любви моей малой Родине, хотя я не люблю это выражение. У любого человека – одна родина: это то место, где он родился.

Фильм участвовал в российских и международных фестивалях: во Франции, в Германии, в Израиле, в Польше, в Чехии. В прошлом году он получил Гран-при на Фестивале искусств в Сочи, главный приз на фестивале «Киношок» в Анапе (в номинации «Лучший фильм для детей и юношества»), и ряд других наград: «Золотой Минбар» в Казани, «Самый мудрый фильм» на кинофестивале в Артеке, главный приз на фестивале «Славься, Отечество!». Сейчас фильм вышел на экраны Москвы, в апреле выйдет на экраны России, а в мае появится на DVD.

Николай Холявченко: Мне известно, что вы занимаетесь ещё и литературным творчеством, и что недавно у вас вышла книга. Расскажите, пожалуйста, о ней.

Аким Салбиев: Книга – это киноновеллы, которые тоже скоро должны превратиться в фильм. Сборник называется «Небесные племена». Он состоит из двух киноновелл, обе истории также происходят на Северном Кавказе, в Осетии. Мне кажется, что человек должен писать и снимать то, что он хорошо знает, что ему близко – тогда это будет понятно и так же дорого зрителю, как и автору. Мне трудно не передать тот аромат, который я ещё в детстве вобрал в себя и сохранил, который собственно и подтолкнул меня к этому творчеству. Я закончил режиссёрский курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, и в этом как раз и состояли принципы их обучения – уметь сохранять в себе всё самое ценное, трогательное из своей биографии и воплотить это в творчестве, удивлять этим людей. Ведь главное качество художника – быть отзывчивым на всё и постоянно чему-то удивляться.

Николай Холявченко: Я вижу, что ваша творческая работа разделена как бы на два этапа. Сначала вы изливаете свои мысли на бумаге, пишите прозу, затем всё это трансформируется в киносценарии и фильмы. А что всё-таки вам ближе в этой работе: писательство или кинематограф?

Аким Салбиев: Мне кажется, что сегодняшний мир настолько непредсказуем, что человек должен уметь многое. Но для того, чтобы это многое суметь сделать, нужна особая тишина, осмысленность. И я счастлив, что у меня есть такая возможность: уже десять лет я работаю в Государственном музее Пушкина на Пречистенке. И в свете неповторимой атмосферы этого музея, среди многочисленных трудов о поэте и в размышлениях о нём я могу удачно совмещать свою организаторскую работу с тем трудом, который вы назвали писательским. Хотя я не могу пока назвать этот труд полностью писательским: я записываю свои истории, свои мысли, которые постепенно становятся фильмами.

Николай Холявченко: Музей Пушкина, где вы, насколько я знаю, являетесь художественным руководителем, – это, по сути, третья ипостась вашей деятельности. В чём она заключается?

Аким Салбиев: У нас проходят ежегодные пушкинские фестивали, в том числе, Февральский фестиваль на Арбате, очень много концертов и спектаклей, которые связаны с именем Пушкина. Совсем недавно мы отметили свой первый маленький юбилей – пятьдесят лет музею. У нас очень много планов в связи с этим, например, создание фильма о музее, подготовка и проведение театрального фестиваля по произведениям Пушкина. Ведь в восемнадцати театрах Москвы идут спектакли по произведениям Пушкина и мы, безусловно, соберём их все и пригласим в наши залы. Я как раз занимаюсь этим, и это доставляет мне огромное удовольствие.

Николай Холявченко: То есть это направление вашей деятельности вполне можно назвать культурно-просветительской работой?

Аким Салбиев: Да, не побоюсь этих слов, но эта работа сейчас очень востребована: людям надо напоминать о том, что есть Пушкин, есть музеи, театры, картинные галереи, словом, те вещи, которые когда-то были для нас прописными истинами, а на самом деле – это те ценности, которые, собственно говоря, надо сохранить и для себя, и для тех, кто придёт после нас.

Николай Холявченко: Да, всем нам это нужно и, особенно, подрастающему поколению, потому что дети у нас сейчас увлечены (а точнее сказать, отвлечены от хорошего, полезного) многими ненужными вещами. А всё то, о чём мы сейчас говорим: музеи, театры, кино (причём, хорошее кино), наша история, традиции – должны сохраняться и как-то доноситься до них…

Аким Салбиев: Безусловно, нам нужно своё кино, наше, российское кино, потому как, имея таких выдающихся писателей, как: Астафьев, Распутин, Белов, Трифонов, Тендряков, – и не создавать фильмов по их уникальным произведениям… Я вот, думаю, что если бы сегодня вышла картина Василия Макаровича Шукшина «Калина красная», то она бы прошла просто без внимания, поскольку сегодня – время другого кино. Мы пытаемся подражать европейскому кинематографу, голливудскому, – кинематографу развлечения. Но… ведь мы другие! Мы воспитаны совершенно на других фильмах, взять хотя бы фильмы моего учителя Сергея Герасимова: «Тихий Дон», «Журналист», «У озера», «Любить человека», или его духовное завещание – фильм «Лев Толстой».

Николай Холявченко: К сожалению, наш экран действительно заполонён и Голливудом, и западной кинопродукцией, но нынешнее поколение российских режиссёров как-то не совсем внимательно относится к тому, что было и не продолжает в полной мере тех традиций, которые были заложены советским кинематографом. А вот вы этим занимаетесь и я рад, что мы с вами говорили сегодня об этом.

Аким Салбиев: Спасибо, я это делаю сердечно, искренне и с огромным желанием!

Аким Салбиев
Николай Холявченко



© Народ Инфо, 2007-2008