Николай Холявченко

В этот день, 23 года назад, Генеральным Секретарём ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачёв, ставший через несколько лет первым и последним президентом Союза Советских Социалистических Республик. Период его правления предопределил распад СССР и всего так называемого «социалистического лагеря», являвшихся, в противовес США, вторым полюсом силы в мире.

Некоторые ученые, отвергая значение личности в истории, утверждают, что главным ее вершителем является народ. Отчасти с этим мнением можно согласиться, если иметь в виду какие-нибудь «банановые республики», где народ, видимо, в силу своего темперамента, немедленно свергает очередного правителя, если тот не оправдывает его надежд на лучшую жизнь. Если бы эти учёные делали свои умозаключения на примере нашей страны, их мнение наверняка бы переменилось на диаметрально противоположное.

Всё дело в том, что наш народ либо традиционно безмолвствует, либо голосует за всё то, что спускается на его голову сверху. В результате, и с этим, увы, не поспоришь, он получает таких правителей, которых достоин сам. Так что значение личности в истории России всегда было велико, тем более, если эта личность обладала всей полнотой власти. И беды начинались в стране, когда на этой вершине оказывался человек «без руля и без ветрил». И вот однажды такой день настал. По роковому стечению обстоятельств у нас так же, как и у американцев этот день имел порядковое число «11». Правда, у них всё случилось в первый месяц осени, а у нас в первый месяц весны и, во-вторых, масштабы трагедий были совершенно несопоставимы: там был разрушен торговый центр (и мы, безусловно, склоняем голову в память о погибших под его обломками людях), но зато здесь исчезла, можно сказать, цивилизация – целое государство было стёрто с политической карты мира!

11 марта 1985 года в Советском Союзе появился новый лидер. Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран Михаил Горбачёв. Это уже потом, спустя несколько лет, народ осознает, какое несчастье на него свалилось в тот мартовский день. Ну а тогда страна ликовала. Из всех репродукторов нёсся голос Льва Лещенко, певшего что-то о «свежем ветре перемен», и невдомёк было никому, что всего через 6 лет этот «ветер» снесёт на свалку истории великую державу, наличие которой было оплотом мира и стабильности на всей планете. И в немалой степени этому поспособствовал объект той самой радости – человек, которого люди восприняли тогда словно мессию.

Конечно, их можно было понять. После целой эпохи, когда они вынуждены были лицезреть главу государства, который без бумажки не мог даже поздороваться, они услышали человека, из которого слова сыпались, как горох из рваного мешка. Он охотно шёл в массы, энергично жестикулировал, горячо, хотя и не всегда грамотно говорил. Это сейчас такие его пассажи, как «начать», «углубить», «новое мышление», прочно вошли в антологию российских анекдотов. Но тогда кое-кем это воспринималось как некий «пиаровский ход».

Однако всё объясняется гораздо проще. Видимо, трудно когда-то давалась родная речь простому ставропольскому пареньку-комбайнёру. Общаясь с народом, этот вития, конечно же, неустанно звал его вперёд, в светлое будущее, но делал всё так, что мы очень скоро оказались в тёмном прошлом, в той общественно-политической формации, которую наша страна, казалось, безвозвратно миновала около ста лет назад и за выход из которой было пролито море крови.

Все эти его слова: «перестройка», «ускорение», «демократизация», «гласность», «консенсус», «процесс пошёл» и пр. – были пустой политической трескотнёй, за которой, словно за ширмой, скрывались его неумелые действия и шараханья из одной крайности в другую. Благие помыслы и каша в голове – две вещи несовместные, сказал бы поэт. Но в результате процесс и в самом деле пошёл. Перестройка плавно перешла в перестрелку, которая продолжается и сегодня, потому что ещё не всё, захваченное у народа успели поделить новоявленные нувориши. Ускорение привело к тому, что за шесть лет его правления удалось разрушить то, что созидалось многими десятилетиями.

Демократизация ознаменовалась тем, что многотысячная армия милиционеров была вооружена персональными резиновыми дубинками, которые народ тут же окрестил «демократизаторами». Новое мышление и гласность привели к тому, что в стране выросло целое поколение людей с исключительно потребительским отношением к жизни, единственным девизом которого является: «Бери от жизни всё!». Что же касается «консенсуса», то он практически сразу был достигнут между властью и криминально-олигархическим капиталом, счастливое сожительство которых и сегодня вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение.

В итоге, следуя призывам своего лидера, «старателям» перестройки удалось так углубить пропасть, в которой оказалась Россия, что ей еще долго придется оттуда выбираться. Вот и подумаешь ненароком: что же ему комбайнёром-то не работалось? И специальность агронома, полученная еще в 1967 году, так и осталась всего лишь строчкой в биографии. Мог ведь пользу принести людям, след добрый на земле оставить. А он вместо этого взял и наследил. Да так, что не просто будет снова навести чистоту и порядок в доме.

Николай Холявченко



© Народ Инфо, 2007-2008