Яна Алексеенко

Вокруг Москвы, как и по всей России, идёт колоссальное строительство. Причём, строятся не просто точечные здания, а целые жилые комплексы и посёлки. Люди хотят создавать вокруг себя комфортную среду. Как выглядят подобные посёлки, построенные десять лет назад, мы хорошо себе представляем.

По мнению архитектора Максима Атаянца, проведшего на днях мастер-класс «Классические традиции в современной архитектуре», основная проблема таких посёлков – полное отсутствие градостроительного контроля. Есть некий участок земли, где нет даже улиц, которые заменяет проезжая часть. Для того, чтобы этого избежать, Максим Атаянц прибегает к традициям античной архитектуры.

Во времена античности колоссальные ресурсы были брошены на то, чтобы человек, живущий в районе нынешней Британии или Испании, поехав даже на Аравийский полуостров или в Африку, видел вокруг себя осмысленную, комфортную градостроительную среду с совершенно определенным набором удобств. Эта градостроительная система предлагала понятную схему улиц, общественных сооружений. Город очень ясно отделялся от окружающей сельской территории. Атаянц уверен, что в любом жилом комплексе площадью свыше 3 — 4 гектаров обязательно должны появляться какие-то общественные пространства.

Эти моменты архитектор учитывает при строительстве нового жилого комплекса Ивакино-Покровское в Химках. На двух участках земли, расположенных по разные стороны шоссе, нужно разместить 280 домов. Архитектору удалось убедить заказчика сделать все фасады разными. Максим Атаянц убеждён, что нет ничего более депрессивного, чем вид большого массива панельных домов с одинаковой сеткой окон.

По словам архитектора, базовым критерием удачной жилой среды является тот факт, что человек может выйти из своего дома и полчаса прогуливаться, куда-то заходить и не чувствовать, что это время потеряно зря.

Последний, совершено неожиданный для Максима Атаянца заказ – это кафедральный собор в Петербурге вместимостью три с половиной тысячи человек. Храм должен стоять фактически на въезде в город, у Финского залива. Архитектор проектирует крупный комплекс, со следующего года начнётся строительство. Прототип этого собора – храм в Сирии, где подвязался святой Симеон Столпник. Здесь тоже каким-то образом применяются античные формы. По мнению Атаянца, античность преследует нас почти повсюду, в любом нашем культурном проявлении, в том числе и в архитектуре. Он уверен, что нужно осознавать этот факт и пытаться извлечь из него пользу.

Яна Алексеенко



© Народ Инфо, 2007-2008