Юрий Дивногорцев

В обществе есть потребность изучения православной культуры. Это нередко подтверждается и учениками школ, и их родителями, и учителями, которые первыми стали разрабатывать основы преподавания этого предмета и учебные программы, первыми попытались содействовать дружбе образовательных учреждений и религиозных организаций.

Накануне в Храме Христа Спасителя в рамках Международного педагогического форума «Глинские чтения» таким людям была вручена национальная премия «Народное достояние» в номинации «Педагоги за нравственное общество». Премия была учреждена Фондом святого благоверного князя Александра Невского при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций. Лауреаты премии Игорь Борисович Метлик, заведующий лабораторией гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи Государственного института семьи и воспитания РАН, и Зоя Александровна Пайзерова, преподаватель биологии и основ православной культуры Чебоксарсокй гимназии № 4, поделились с нашим корреспондентом Юрием Дивногорцевым своими мыслями и преподавании основ православной культуры.

Игорь Метлик: «В педагогическую науку в начале 90-х годов меня привело сознание того, что самые интересные процессы будут проходить у нас в духовной сфере жизни, в образовании, и этим стоит и нужно заниматься, поскольку от этого зависит очень много, гораздо больше, чем мы думаем.

Экономика не решает всё, как нам говорили раньше. И наука не всесильна. На наших глазах огромная держава превратилась в развалины, поскольку вопросы духовного состояния общества были на последнем плане и определили крушение страны. Сейчас понятно, что сфера образования, сфера духовной жизни является наиважнейшей в любом обществе — в нашем тем более.

Если говорить о православной культуре, то это идеи, которые востребованы в обществе. Мы не придумываем никаких концепций, а опираемся именно на общественные потребности. Когда такая потребность есть, то находится профессионалы — сотрудники, коллеги, с которыми можно решать эти научные проблемы.

Любое предложение, любая педагогическая инновация, касающаяся изучения религии и православной культуры, должна быть научно обоснована, качественно сформулирована, тщательно разработана. Если это делается, то находит и применение — сейчас в нашем обществе нет непреодолимых препятствий в этом плане».

Зоя Пайзерова: Я работаю в Чебоксарах, очень православном городе. Так случилось, что я преподаю и биологию, и православную культуру. Начиналось всё с 80-х годов, когда в городе только разрешили восстанавливать монастыри. От священнослужителей поступило предложение, конечно, ненавязчивое и «полусекретное», — привлечь детей к работам по восстановлению монастыря. И скоро по благословению нашего архиерея и по его молитвам мы вместе с детьми незаметно начали это дело. Восстановили один храм, и к нашему удивлению, дети попросили продолжения.

В 90-е годы мы, учителя, начали возить наших детей по святым местам. Мы старались не только быть экскурсантами, но и выполнять какие-то послушания. Да и дети, так как всё-таки уже имели какое-то представление о православии, не просто посещали монастыри, но и несли послушание вместе с нами. Они получали от этого очень много. Оканчивая школу, ребята знали: что бы ни случилось, есть святые места, есть храмы, куда можно обратиться к братии или настоятелям, где можно получить благословение, утешение и любую помощь. Мы поняли, что путь этот правильный, мы получили уверенность, что это наследие передастся и их детям.

Затем наступили 90-е годы, и можно было уже беседовать о вере открыто, на уроках. Так пятнадцать лет назад появились первые уроки основ православной культуры — по заявлению родителей и в их присутствии. Мы делали акцент на труд: ребятам понравилось заниматься архивными документами, изучением жизни наших местных святых, тех, кто был репрессирован. Один раз они натолкнулись на материалы, где было сказано об одном ските в нашем крае. Монахи и послушники его были расстреляны, а настоятель отправлен на Колыму. После этого у нас с детьми появилось желание восстановить источник, оставив на земле конкретный след своих дел. Этой работой дети занимались семь лет, и совсем недавно два архиерея нашей епархии освятили это место. Это очень радостно – и детям, и нам, это результаты нашего общего труда.

Вскоре к нам присоединились ребята из реабилитационного центра и детского дома. Они имеют преимущество перед нашими «домашними» детьми – они умеют делать многие виды трудных работ, они более терпимы, могут выдерживать непривычные погодные условия. Тогда началось сотрудничество наших школьников и детей-сирот, дети из нормальных семей начали интересоваться их нуждами и стали больше любить своих родителей, поняв, как живется без них. Тогда появилась идея, что нужно проводить уроки воспитания для детей как для будущих родителей, учить их любить родителей при жизни. Ребята стали приглашать детей-сирот в свои семьи и увидели, как те почитают их родителей, и первые начали понимать, что не ценят того, что рядом – своих ближних.

Из года в год нам открывались новые пути в работе с детьми. Когда ребята подрастали, в старших классах, родители переставали находить с ними общий язык. И от отчаяния обращались к нам: может быть, наши знакомые священники что-то подскажут? Тогда появилась необходимость, чтобы уроки проводили священнослужители, и мы начали приглашать их на занятия. Очень часто при беседе с ребенком священнослужитель становился его другом, показывал детям, как общаться с родителями, а при беседе со старшими открывал им их родительские ошибки. Мало того, таким образом, дети получили будущих духовных наставников. Родители же видели, что всё это в пользу их детям и становились спонсорами: устраивали поездки, помогали при восстановлении святых мест.

Дети начали узнавать, что были подвижники, святые, начали читать духовную литературу. И конечно, наши учителя литературы стали в своей работе использовать труды схиархимандрита Иоанна Маслова.

Поэтому у нас в Епархии появилось желание, которое поддерживает Министерство образования: скоро все сотрудники Московской педагогической академии приедут к нам в Чебоксары и проведут двухнедельный курс для педагогов, родителей и для детей.

Юрий Дивногорцев: Не встречали ли вы препятствий в своей деятельности от учителей, родителей, чиновников?

Зоя Пайзерова: Прежде чем внедрять предмет «Основы православной культуры» в школах, мы изучили нормативные документы. Мы знали, что этот предмет должен внедряться как предмет культурологический, поэтому на классных часах учителя просто вели беседы – добровольно, факультативно, по желанию родителей. Конечно, на них ходили не все дети, но те, которые пока не посещали этих занятий, видели, как меняются их сверстники, как начинают жить интересной жизнью: посещают святые места, изучают архивные документы. Тогда родители, которые не подписали это заявление, поняли: вреда здесь нет! И число таких родителей у нас увеличивается, как и число учителей, которые еще не ведут этот предмет, но постепенно осознают важность этой работы. Просто все видят, что православие созидает.

Юрий Дивногорцев



© Народ Инфо, 2007-2008