Г. И. Шпак, губернатор Рязанской области
З. Белухина

В Рязанской области идет развитие и в сфере культуры, и в социальных вопросах, и в экономике, и в сельском хозяйстве, поэтому люди с оптимизмом смотрят в будущее. – З. Белухина. Интервью с губернатором Рязанской области Г. И. Шпаком.

Зинаида Белухина: Георгий Иванович, вы человек военный, генерал-полковник, командующий воздушно-десантными войсками, одновременно вы доктор педагогических наук, профессор, автор слов прекрасной песни, да еще и губернатор Рязанской области. Как вы ощущаете все это совмещение?

Георгий Шпак: Это маленькая толика того, что может человек, если он хочет чего-то достичь в своей жизни. На протяжении почти сорока лет я медленно рос по служебной лестнице от солдата до генерал-полковника, потом увлекся педагогикой и в 1999 году защитил кандидатскую, а через пять лет докторскую. Темы я выбирал полувоенные, полугражданские, ибо постоянно был связан с воспитанием и обучением. Я считаю, что это родственные занятия. Я этой темой очень увлекся, даже читал лекции в Академии нашим удивительным лучшим в мире педагогам, а такая тема как военно-патриотическое воспитание у нас и сегодня является насущной. Я ведь великолепно знал и службу, и армейские порядки, в том числе знал и педагогику.

Зинаида Белухина: А когда вы начали писать стихи?

Георгий Шпак: Я увлекался стихосложением давно, с юных лет, но эта деятельность требует постоянного контроля, особой работоспособности. Были периоды, когда я годами не брался за перо, а сейчас, когда к 70-летию Рязанской области надо было написать песню, посвященную Рязани, мы, Ирина Савицкая, которая исполняет эту песню, ее друг, композитор, и я, сели и втроем постепенно сделали набросок, а через две недели я уже представил чистый вариант, и песня получилась.

Зинаида Белухина: Вы воевали в Афганистане?

Георгий Шпак: Да. Я командовал парашютно-десантным полком, и 25 декабря 1979 года я первый вошел в Афганистан. Пробыл я там чуть более полутора лет. Это были очень сложные и тяжелые годы. Мы учились, мы постигали горечь потерь, но, по крайней мере, наш опыт пригодился в последующем, потому что наши офицеры и солдаты были в Афганистане около десяти лет.

Зинаида Белухина: А военных стихов у вас нет?

Георгий Шпак: Есть, но я считаю, что качество стихов у меня крайне низкое, и те несколько тетрадей, которые у меня хранятся, я стараюсь никому не показывать.

Зинаида Белухина: А что сложнее, командовать солдатами или командовать на гражданке, руководить областью?

Георгий Шпак: Понятия абсолютно несовместимые, но если относиться по-человечески и стараться сделать свою работу как можно лучше, то, наверное, эти два обстоятельства говорят сами за себя. В одной половине жизни я руководил большими армейскими соединениями, и старался делать это как можно лучше, и продвигался по служебной лестнице без всяких помощников, но когда я встал на стезю гражданской жизни, мне сначала было очень тяжело. Приходилось постигать все с азов. Я брал уроки, мне читали лекции по сельскому хозяйству, по экономике, по финансам. Я очень много ездил, приобретал навыки, получал теоретические знания, и сегодня могу сказать, что это работа очень сложная, но очень интересная.

Зинаида Белухина: Я слыхала, что в Рязанской области есть подворье Сретенского монастыря. Расскажите, пожалуйста, в двух словах об этом хозяйстве.

Георгий Шпак: Да, есть такое подворье. Это уникальное наше хозяйство. Оно отличается высокой работоспособностью, качеством труда на земле. У нас не только это подворье, а есть и женские монастыри, которые держат землю и содержат ее в достойном состоянии, и мужские монастыри. Так, например, Скопинский монастырь – это очень хорошее хозяйство. Под Рязанью в Рыбновском районе есть монастырь, который держит более 10 тысяч гектаров земли, обрабатывает их, содержит скот и получает неплохие результаты. Они действительно показывают нам пример для подражания. В подворье Сретенского монастыря работают высококультурные, интеллектуальные люди. В своем районе они искоренили пагубное повальное пьянство, особенно среди мужского населения, и каким-то образом научили людей работать, уважать свой труд и меньше употреблять спиртные напитки. Мы везде рассказываем об этом подворье, о том, как там трудятся монахи. У них работает очень много и мирян.

Зинаида Белухина: Мне приходилось слышать от рязанцев, что с вашим приходом количество памятников в Рязанской области явно увеличилось. Почему это произошло?

Георгий Шпак: Рязань, я не умаляю достоинств других областей, – это центр России. Мы считаем его духовным стержнем нашей необъятной Родины. На этой земле воспиталось и выросло большое количество людей, которые знамениты не только в Рязанской области, не только в России, а во всем мире. К ним относятся великий академик Павлов, Сергей Александрович Есенин, Константин Циолковский, Семенов-Тянь-Шаньский, генерал Скобелев. Перечислять можно очень долго. Естественно, хотелось увековечить память этих знаменитых русских, поэтому мною было принято решение обратить особое внимание на тех, кто действительно представляет нашу Рязанскую область и Россию.

Мы начали с установки монумента на бульваре Победы в честь Георгия Победоносца. Автор его – знаменитый скульптор Вячеслав Клыков. Это последняя работа Клыкова. Затем мы поставили памятник адмиралу Головнину, который бороздил мировые океаны, был в плену в Японии, который сделал для России столько, сколько до него не сделал ни один моряк. Родом он из Старожиловского района, и мы установили в поселке Старожилово великолепный памятник Головнину. Поставили мы памятник и Олегу Рязанскому, который правил Рязанской областью пятьдесят два года, и нашему национальному былинному богатырю Евпатию Коловрату Узнав о гибели Рязани, Евпатий Коловрат с небольшим отрядом погнался за Мамаем. Можете себе представить: полчище Мамая – и двести пятьдесят храбрецов. Они дрались, как львы, и они все погибли, в том числе Евпатий Коловрат. Противник с огромным уважением к их геройству отдал тела родным и близким. Мы заменили памятник Сергею Есенину в усадьбе, где жили его родители. Там был небольшой памятник из белого мрамора. Мы поставили очень красиво исполненный великолепный памятник в полный рост. В Касимове поставили памятник афганцам и тем, кто участвовал в чеченских кампаниях и погиб.

Жил здесь и Сергей Николаевич Худяков, который создал первый дендрарий в России. Он же повторил этот свой опыт и сделал сочинский дендрарий. Это уникальный человек. Он и композитор, и поэт, и писатель. Он написал либретто к опере «Баядерка». Мы возродили его парк, открыли музей, поставили памятник этому замечательному русскому человеку. Вот такие труды: семь памятников за четыре года, и мы эту работу обязательно продолжим. Сегодня объявлен конкурс на памятник к 100-летию знаменитого генерала армии Маргелова, десантника номер один, а также мы ведем переговоры об установке памятника Салтыкову-Щедрину, который был вице-губернатором Рязанской области. Мы очень гордимся историей своего края и людьми, которые жили в те далекие времена.

Зинаида Белухина: У вас воссоздается музыкальный театр, который тоже является историческим памятником?

Георгий Шпак: Три года тому назад мы возродили музыкальный театр, который был в конце XIX века в Рязани, а потом почему-то пропал. Мы взяли одно из старых зданий – Дом культуры строителей, и сейчас его восстанавливаем, чтобы в Рязани был музыкальный театр, как во всех областных центрах.

Зинаида Белухина: Всех, конечно, волнует жизненная прагматика, материальная сфера. Вы поддерживаете и возрождаете духовную сферу, а как это сказывается на людях? Ощущаете ли вы, что изменились сами люди?

Георгий Шпак: Я замечаю, что сегодня, по сравнению с 90-ми годами, люди начали больше смеяться, люди начали жить чуть-чуть лучше, и у них появилась надежда на будущее. Все наши мероприятия культурного плана, а мы объявили 2007 год годом культуры в области, заставляют людей уважать себя, повернуться лицом не только в прошлое, но и с оптимизмом смотреть в будущее. У нас идет развитие не только в сфере культуры, но и в социальных вопросах, в экономике, в сельском хозяйстве. Все это благоприятно воздействует на людей.

Зинаида Белухина: Какова судьба библиотек в Рязанской области? Ведь по всей России наши библиотеки вместе с библиотекарями переживали очень тяжелые времена.

Георгий Шпак: На библиотеки мы обращаем особое внимание. Это очаги культуры и пропаганды чтения, получения информации через книги, через компьютеры. Практически все наши библиотеки имеют сегодня выход в Интернет, и мы выделяем достаточное количество денег, чтобы в каждой библиотеке обновлялся книжный фонд. Тем более, и в послании президента в апреле 2007 года было обращено особое внимание на развитие библиотек. Мы моментально включились в эту работу, и я подал прошение в Госдуму и в администрацию президента, чтобы наша областная библиотека имени Горького активно участвовала в создании библиотек под патронажем президента. Вот ждем ответа, и я думаю, что ответ будет положительный. Тогда кроме тех денег, которые мы выделяем на развитие библиотечного дела из областного бюджета, нам, наверное, поможет и федеральная структура.

Зинаида Белухина: Правда ли, что у вас пять тысяч книг в вашей личной библиотеке?

Георгий Шпак: Да, я очень люблю книги, веду учет прочитанному, потому что это огромная масса и иногда не помнишь, читал или не читал. Открываю книгу – да, вот я читал эту книгу в таком-то году, краткое содержание, особо интересные мысли, которые мне понравились. У нас с женой очень большая библиотека, более пяти тысяч книг. Все наши комнаты заставлены стеллажами с книгами. И она и я очень любим читать. Где бы я ни был, я всегда привожу домой несколько книг. Мы стараемся привить эту любовь к книгам нашим детям.

Зинаида Белухина: Георгий Иванович, вы еще и кавалер ордена святых Петра и Февронии «за верность идеалам семьи». Как это произошло?

Георгий Шпак: Да, я награжден этим орденом в прошлом году и очень горжусь этим орденом. Я считаю, что семья наша неплохая. Мы с женой живем вместе уже 39 лет, воспитали двоих детей, сына и дочь. К великому сожалению, сын мой погиб в Чечне. Дочь – подполковник медицинской службы, врач-хирург, воспитывает троих детей. Мы очень дружны, относимся друг к другу с безмерным уважением, помогаем, как можем. Если дети пойдут по нашим стопам, то, я считаю, жизнь прожита не зря.

Зинаида Белухина:. Вы довольно твердый хозяйственник, насколько мы знаем. Какова специфика хозяйственной деятельности в Рязанской области?

Георгий Шпак: Рязанская область – это промышленно развитый регион. 75 процентов доходов в бюджет дают промышленные предприятия, а их у нас только крупных и средних более двух тысяч. Экономика развивается очень быстро, и особенно это заметно на крупных предприятиях, которые всецело зависят от развития экономики федерального уровня. Чем лучше развивается экономика в стране, тем крепче и увереннее себя чувствуют крупные предприятия в области. Что касается средних и мелких предприятий, то, конечно, мы оказываем им посильную помощь.

Мы особенно развиваем строительную отрасль, которая дает очень большую прибыль в бюджет области, и привлекает инвестиции. Для этого мы провели ряд мероприятий и два года назад добились того, что область была признана международным рейтинговым агентством Fitch. Только девять областей в России получили его рейтинг. Сегодня уже более пятнадцати этих областей, но мы были в числе первых. И если раньше мы старались привлечь инвесторов в область, то сегодня мы уже выбираем, кто нам нужен.

В нашей области развита промышленность по производству цемента, есть хорошая красная глина, великолепный кварцевый песок для производства стекла, огромные запасы торфа, миллион кубических метров в год расчетная лесосека, есть сапропель, известное во всем мире удобрение, а на дне наших озер и рек имеются огромные запасы мореного дуба. Естественно, все эти богатства мы используем в своих интересах. Скоро начнут строиться два завода по производству цемента, один на 5 миллионов тонн, а второй на 3 миллиона тонн. Это весомая добавка к строительному комплексу России. Сегодня мы привлекли знаменитую американскую компанию «Гардиан-стекло», которая строит завод по производству оконного стекла, в пять раз более экономичного по теплопроводности, чем наше. Это будет крупнейший в Европе завод, и 1 июля этого года с него уже пойдет стекло.

Сегодня мы по существу уже завершили переговоры о строительстве крупнейшего «Сноу-центра», круглогодичного лыжного спуска, и я надеюсь, что в марте или апреле компания приступит к его строительству. Это привлечет огромное количество туристов, получит развитие инфраструктура, начнется строительство гостиниц. Дальше – немецкая деревня на шестьсот дворов. Это дает нам право сказать, что экономика области развивается очень динамично. Только в этом году по отношению к прошлому году мы дали 105,5 процента рост индекса промышленного производства при среднероссийском показателе 103 процента. Мы имеем позитивные сдвиги в развитии сельскохозяйственного производства. Второй год подряд мы собираем по миллиону тонн зерна – невиданный для Рязани урожай. Это очень много, при средней урожайности 28 центнеров с гектара.

Зинаида Белухина: А рязанская картошка, по которой скучают москвичи?

Георгий Шпак: Да, рязанская картошка очень хороша, но сегодня картошкой не хотят заниматься, потому что есть трудности со сбытом. На наших подворьях, в частных хозяйствах в поселках и деревнях выращивается огромное количество моркови, свеклы, капусты, огурцов, и все эти высочайшего качества продукты идут на рынки Москвы. Мы гордимся тем, что у нас идет плановое развитие животноводства, и наши производители молочных товаров котируются на московском рынке. В магазинах «Перекресток», «Горизонт» с уважением относятся к качеству продукции, поступающей из Рязанской области.

Зинаида Белухина: То есть вы не испытываете давления со стороны определенных кругов, которые не пускают вас на московские рынки, к примеру, или не дают торговать сельскохозяйственной продукцией у себя?

Георгий Шпак: Есть определенные трудности, но я должен сказать, к чести Юрия Михайловича Лужкова, он нам помогает очень здорово.

Зинаида Белухина: И еще один важный вопрос: сколько детских домов в Рязанской области?

Георгий Шпак: По одному детскому дому на район. Есть детские дома, которые подбирают себе детей без родителей. Есть детские дома, где родители есть, но лишены родительских прав. Социальные сироты составляют примерно треть от общего количества, к сожалению. Есть детские дома для умственно отсталых детей. Естественно, у каждого начальника управления или заместителя губернатора имеется подшефный детский дом. Лично у меня есть детский дом для умственно отсталых детей в Елатьме. Мы капитально отремонтировали спальное помещение, купили оборудование для столовой, открыли новую прачечную, разработали проектно-сметную документацию для нового общежития, и на следующий год его построим.

Сегодня мы начали вести работу, чтобы люди брали из детских домов на воспитание в приемные семьи, и у нас этот процесс набирает обороты. Мы выплачиваем такие деньги: на ребенка-дошкольника — 3,5 тысячи рублей, на школьника — 4,5 тысячи рублей, родителям за работу — 3,5 тысячи рублей. Многие люди берут детей. Я побывал в одной интересной семье. Женщина воспитывает внучку пятнадцати лет и решила взять еще ребенка, чтобы внучке не было скучно. Она взяла пятилетнюю девочку, а потом узнала, что у этой девочки есть родная сестра в соседнем детском доме, и вынуждена была взять эту сестру. Сегодня у этой женщины воспитываются все три девочки. Конечно, мы ей помогаем и в финансовом отношении, и другими материальными средствами. В России много добрых людей.

Зинаида Белухина: Да, но между тем, Георгий Иванович, с 2004 года, с тех пор, как вы стали губернатором, вам не удалось искоренить социальное сиротство. Как вы, доктор педагогических наук, видите эту проблему?

Георгий Шпак: Если бы все решалось по мановению волшебной палочки. К сожалению, социальные процессы крайне длительны, и невозможно искоренить, например, пьянство за три года, а в таких семьях воспитываются и соответствующие дети, дети-сироты, дети без попечения родителей. Иногда диву даешься: как может женщина, мать или отец отказаться от своих детей? Но, к великому сожалению, с нас есть такие примеры.

Конечно, общество имеет свойство к самовоспитанию, к улучшению, иначе оно бы уже вымерло, а мы живем, развиваемся. Я надеюсь, что процесс стабилизации и развития, который идет последние восемь лет, благодаря нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину, продолжится, а человек, который живет хорошо, никогда в пьянство не ударится.

Зинаида Белухина: Георгий Иванович, а есть у вас беднейшая прослойка населения, и если есть, то как она создается в вашей области?

Георгий Шпак: Создается она нынешними условиями, к сожалению. Ведь сегодня, например, на пенсию в 2 или 2,5 тысячи рублей пожилому человеку прожить практически невозможно. Этого хватает только на лекарства, а ему надо купить дрова, одежду, что-то из питания. Для поддержки беднейших слоев населения мы организовали резервный фонд губернатора, и, естественно, если человек жалуется и чувствует, что ему невмоготу, он обращается или ко мне, или в социальное управление. Мы обязательно проверяем эти жалобы, и если действительно человек находится в крайне тяжелом положении, мы обязательно оказываем ему финансовую помощь. Кроме того, оказываем помощь тем, кому требуются большие деньги для проведения операций, или для покупки дорогостоящего лекарства.

У нас огромное количество пожаров, и погорельцы тоже требуют особого внимания. Необходимо строить дома, покупать им жилье. Есть семьи, в которых по пять и более детей, и у них сгорел дом: что делать? Конечно, мы принимаем экстренные меры для того, чтобы эти дома построить, восстановить их, оказываем помощь людям в строительстве. Эта беднейшая прослойка немного стала уменьшаться с каждым годом. Мы провели специальные исследования и убедились, что заработная плата у работающих повышается с каждым годом на 25 процентов, и сегодня проблема состоит в том, чтобы резко уменьшить количество людей, получающих пенсию менее 3 тысяч рублей.

Зинаида Белухина: Вам это удастся? Региональный бюджет выдержит?

Георгий Шпак: Очень сложно, потому что бюджет тяжелый, напряженный. Нам надо строить и больницы, и школы, и детские сады, и ремонтировать дороги, и содержать огромную махину — область. Мы помогаем тем, кто получает очень маленькую заработную плату. Это библиотекари, учителя, особенно молодые, воспитательницы детских садов, отдельные медицинские сестры. Всем помочь мы пока не можем, но я считаю, что с каждым годом этот процесс все же налаживается.

Г. И. Шпак
З. Белухина



© Народ Инфо, 2007-2008