Рождество Иисуса Христа изменило всю человеческую жизнь. Появился новый закон «Возлюбите друг друга», появилась жизнь вечная. Этого события ждали миллионы людей, и о нем возвещали пророки. Интервью с известным общественным деятелем, доктором педагогических наук Н. В. Масловым.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы обычно выступаете как политик, как педагог, как специалист по градостроительству и городскому хозяйству. Но ведь вы являетесь еще и магистром богословия, поэтому я и попрошу вас рассказать о празднике Рождества.
Николай Маслов: Да, есть такая тайна в моей жизни. Когда-то в свое время я заканчивал духовную семинарию, чтобы более серьезно, с основательных позиций взглянуть на жизнь, на ее цель, назначение, чтобы понять, зачем появился человек на Земле, когда он появился, с какой миссией и так далее. Сотворение мира вообще очень интересная тема. Многие ученые сломали копья, споря об этом. Многие теории разбивались, как волна о камень, а вывод, который сделан уже современной наукой, таков, что все учения (и ученые), не основанные на Божественных законах, просуществовав несколько десятков лет, разбивались вновь пришедшими учеными. Ученые то доказывали, что Солнце движется вокруг Земли, то, что Земля движется вокруг Солнца, но если они основывались именно на понимании божественного мироустройства, то их теории живы и по сей день.
Игорь Шишкин:. Мы встретили 2008 год. 2008 лет назад произошло событие, которое с тех пор отмечает практически весь мир – Рождество Христово.
Николай Маслов: Как ни странно, мы всегда забываем простые, основополагающие истины. 2008 год. Ведь там есть добавление: 2008 год от Рождества Христова.
Игорь Шишкин: Потом стали говорить «новая эра».
Николай Маслов: Говорить можно что угодно. Но вот существовал мир в течение многих тысячелетий, и вдруг на глазах людей произошло событие, которое перевернуло общепринятое представление о жизни, и заставило даже изменить летоисчисление. Мир бесконечен, где-то движутся целые галактики, и человека никогда не удовлетворяла только естественная животная жизнь – добыча пропитания, деторождение, работа, он всегда был в поиске, всегда поднимал голову к небу, искал Бога. Не было на земле чего-то столь серьезного и притягательного, что бы могло уменьшить или уничтожить это стремление человека к небу, и только появление Иисуса Христа, Боговоплощение изменило всю человеческую жизнь.
Прошла грань между Ветхим заветом – законом жизни человека на земле, и Новым заветом. Там было: «Око за око, зуб за зуб», а здесь открылась жизнь вечная, и «Возлюбите друг друга». Этого события, прихода Бога, ждали тысячи людей. Приходили пророки и возвещали это событие, и вот, наконец, появился на земле Богочеловек – родился Иисус Христос. Изменился весь ход жизни, она наполнилась новым смыслом, и с тех пор мы празднуем великий праздник – Рождество Христово. Для кого-то, может быть, это просто праздник, каких много, уже привыкли. Но Земля вращается, Солнце восходит и заходит, дождь идет, зима сменяется весной, потом лето, осень. Мы привыкаем, и только внимательный человек начинает думать: а как, почему? Почему существует закон всемирного тяготения? Кто его создал? А если Бог отменит этот свой закон, и не будет притяжения? Все рассыплется, все улетит. Но мы привыкли, что этот закон есть. Так и здесь. Почему было Рождество? Почему Бог пришел, с какой миссией? Каким после этого стал человек, каким стало назначение его жизни на земле? Все это есть учение о спасении человека, величайшая из наук.
Игорь Шишкин: Существует известная фраза: без тайны Рождества Христова для человека нет смысла жизни на земле. Пожалуйста, поясните ее.
Николай Маслов: Это очень емкая тема, и не хотелось бы рассуждать об этом поверхностно. Дело в том, что Бог создал человека как духовно-телесное существо, и когда сатана соблазнил Еву, сказав ей, что если она и Адам вкусят от древа познания добра и зла, то станут как боги, и Адам с Евой согрешили, то Бог изгнал их из своего царства на эту самую землю, где мы с вами сегодня живем. До Рождества Христова не было человеку возможности покаяться в грехах, не было для него вечной жизни, не было для него возможности вернуться домой. И вот настало Боговоплощение, Бог снова соединяется с человеком. Господь находит чистую деву – деву Марию, и через нее рождается человек без мужа, наитием Святого Духа появляется Богочеловек Иисус Христос. Его пришествие, принесение его в жертву за грехи человеческие – вот такую сложную формулу возвращения человека к жизни вечной выбрал Бог, именно через жертву своего Сына. У человека появилась возможность вечной жизни в зависимости от того, как он прожил жизнь земную.
Жизнь земную можно очень просто сравнить с ссылкой, тюрьмой. До Рождества Христова жизнь земная была тюрьмой навечно, а когда Господь пришел на землю, все изменилось, стало зависеть от того, как человек живет на земле, появилась возможность вернуться домой. Если у человека не было истинной веры до пришествия Иисуса Христа, он ходил во тьме, тосковал, поклонялся дереву, корове, всему, что Бог создал, но не самому Богу, и не находил удовлетворения. И вот пришел Господь Иисус Христос. Он дал Новый завет – любви и мира – христианство. Оно облагородило весь мир до сегодняшнего дня. Если бы мы жили по христианским законам, то и удел земной жизни человека был бы намного легче. Не было бы столько греха и не было бы столько наказаний за эти грехи, не было бы столько тюрем, столько казней. Без тайны Рождества Христова для человека нет смысла жизни на земле. Только появление и пришествие Иисуса Христа на землю дает этот смысл, потому что душа человеческая вечна, и у человека появилась снова возможность вернуться туда, откуда он пришел – в Царствие Небесное.
Игорь Шишкин: А какую роль в этом «возвращении домой» играет крещение?
Николай Маслов: Крещение водой и Духом Святым означает рождение человека для жизни вечной. Крещение человека – это таинство, которое освобождает человека от первородного греха. Другой вопрос, что человек дальше делает после крещения? Если он не нарушает тех обещаний, которые дал при крещении или дал крестный за младенца, то Бог продолжает покровительствовать ему, и, в конечном итоге этот человек приходит к нему, в Царствие Божие, как сын возвращается к своим родителям. Если он после крещения не соблюдает законы, Бог его наказывает, и, если этот человек не раскается, то может уйти в ад вместе с некрещеными. Некрещеный человек не нарекается сыном Божьим, и у него нет возможности жизни вечной с Богом. Это очень важный момент, почему подавляющее большинство русского народа своих детей крестят.
Многие на следующий день забывают, что они крестили ребенка, и не соблюдают законы, но у человека крещеного всегда, до последнего вздоха, есть возможность покаяться, получить прощение грехов, причаститься Святых Тайн и попасть к Богу. Бывали даже такие случаи, когда человек прожил честную жизнь, даже при коммунистической власти многие были честными людьми, но в храм не ходили, боялись, и уже на смертном одре все равно тайно звали священника. Он приходил, исповедовал человека, причащал его.
Есть еще такое таинство – соборование, или елеосвящение и совершается оно над больными для исцеления их от душевных и телесных болезней. Если же человек находится в бессознательном состоянии и уже не помнит содеянных им грехов, то над ним совершается так называемая глухая исповедь, и его соборуют. Его причастить нельзя, а пособоровать необходимо. В моей жизни было несколько примеров, когда это очень порядочные, честные люди, хотя и вступившие под давлением в партию, потом приняли крещение, и Бог, забирая их к себе, допустил, чтобы их и пособоровали перед смертью, и причастили несколько раз. Я видел, что эти люди покидали эту землю со спокойной душой. Чистая совесть, чистая прожитая жизнь дают возможность человеку возможность покаяться даже в последний день, так что очень важно, чтобы человек был крещеным. Без крещения нет спасения человеку.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, а какова в таком случае роль Церкви?
Николай Маслов: Церковь – это место спасения человека. Церковь – это Бог, его законы, весь ангельский мир и люди. В церкви совершаются таинства. В церкви совершается молитва к Богу. В церкви приносится бескровная жертва. В Ветхом Завете, до пришествия Иисуса Христа совершалась кровная жертва, резали всяких животных, птиц, приносили разные плоды и так далее. После пришествия Иисуса Христа в церкви совершается бескровная жертва. Это просфора, хлеб, сделанный в виде просфоры. Это таинство совершается на литургии. Хлеб, как тело Христово, вино, как кровь Христова, и вот люди причащаются из одной чаши тела и крови Христовой во оставление грехов и в жизнь вечную. Это очень важный момент. Без литургии, без священника, без совершения этого таинства человеку нельзя причащаться, потому что тогда не получается никакого исцеления души и тела.
Церковь состоит из двух частей. Есть церковь небесная, еще называется она ангельская, или торжествующая. Бог – глава и небесной и земной церкви. Небесная и земная церковь – это одно целое, но земная церковь – воинствующая. Здесь также присутствует Бог, Святой Дух освящает таинства, люди, приходя в церковь, становятся братьями и сестрами, они причащаются, исповедуются, принимают крещение, венчаются и так далее. Между Богом и людьми находится священник или архиерей, который совершает таинства, поучает людей и ведет их в Царствие Божие. Земная церковь называется воинствующей, потому что люди здесь воюют со своими страстями, грехами и с сатаной, который не хочет, чтобы они ушли от его руководства к Богу. Эта неусыпная борьба за душу человеческую ведется только на земле. После смерти человека этой борьбы уже не существует.
Что такое жизнь? Для чего жить на земле человеку? Жить для того, чтобы умереть. Нужно помнить, что каждый из нас умрет. Но человек умирает на земле, для земли он умирает, но он рождается для неба. Жить для того, чтобы умереть, и умереть для того, чтобы жить вечно, – вот смысл и задача человека на земле. Человек на земле случайно оказался. Это его ссылка. Если бы не первородный грех Адама и Евы, человек жил бы в раю. Но поскольку это произошло, то изменилась структура тела человека. Человек был создан другим, тоже духовно-телесным, но другим, и когда он воскреснет, он останется тоже духовно-телесным, но тело его будет соответствовать состоянию и чистоте его души: грязная душа и грязное тело – ад, чистая душа и чистое тело – рай. Ангелы остаются только в духовном состоянии.
Зачем Бог создал человека? Чтобы поделиться своей радостью сотворения красивейшей природы, птиц, животных, водных стихий, всего. В конечном итоге Бог над всеми этими своими деяниями ставит венец – человека, чтобы он управлял всем этим миром, наслаждался этой жизнью. Человек создан для восхваления Бога – своего Творца. Господь захотел, чтобы кто-то разделил с ним его радость. Сколько будет существовать человечество? Оно будет существовать до тех пор, пока Бог из людей не отберет святых и не заполнит место ушедших с сатаной ангелов. А сколько ангелов ушло с сатаной, примерно известно. Сначала были одни только чистые ангелы. Потом Денница, главный ангел, возгордился, и Господь его изгнал от себя, и Денница увел за собой большое количество ангелов – треть ушла. Это в Апокалипсисе написано. И вот Бог должен заполнить место ушедших ангелов людьми, которые избираются из рода человеческого по одному, по два, в зависимости от того, какой жизнью они живут. И вот до тех пор, как не заполнится все это количество, мир будет существовать.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы сейчас говорили о церкви, какой она должна быть в идеале. Но мы знаем, что есть церковь реальная, причем их несколько: православная церковь, католическая, протестантская.
Николай Маслов: Церковь одна. Есть Православие, которое было от Рождества Христова, и есть отклонения, их часто называют секты. Католики это та же секта, просто многие наши сегодняшние иерархи боятся это сказать. Симеон Оптинский четко определяет, что католики – это сектанты. Вообще любое отклонение от Православия по любому догмату является нарушением, и эта церковь не является правильной. По русски Православие – правое славие, то есть правильное славословие. А сект этих изначально было много, их сотни. Ну и что?
Например, многие не знают, когда христиане стали праздновать Рождество. В Православной церкви празднования Рождества не было практически три столетия. Была тогда секта – гностики. Они ввели праздник крещения и проповедовали, что крещение – это и есть появление Бога, то есть был Иисус как человек, а потом, при крещении, в него воплотился Христос, и получился Иисус Христос. Так проповедовали гностики, а у этих гностиков были очень интересные службы, с песнопениями, с приплясами, и некоторые христиане тайно и явно ходили к ним на эти службы. Тогда церковь, чтобы не допустить впадения в ересь основной части православного христианства, решила тоже вести в Православие праздник Крещения, но по каноническим правилам, как положено. Это было где-то в IV веке. Дальше, примерно во второй половине IV века, к празднику Крещения присоединяется праздник Рождества, и Рождество празднуется вместе с Крещением 6 января. Так было, потому что в первые века не была точно определена дата рождения Иисуса Христа. Люди считали, что Господь – это второй Адам. Адам принес смерть и грех, а Господь принес жизнь вечную и радость, и вот второй Адам – Христос родился в тот же день, что и был сотворен первый Адам, то есть, согласно Писанию, в шестой день творения мира. Поскольку считалось, что январь – начало года, а 6 января – это шестой день творения и создания Адама, то и Рождество Иисуса Христа приходится на 6 января. Так считали в первые века.
Потом, когда была подавлена ересь гностиков, установилось каноническое правило празднования Крещения и Рождества отдельно. Рождество стали праздновать 25 декабря. Почему 25 декабря? Это тоже интересно. В этот день языческий мир, который, естественно, был еще сильный, праздновал праздник Солнца, но поскольку Иисус Христос в христианском мире обозначался тоже как Бог Света, как новое солнце, то праздник Рождества Христова наложили на языческий праздник, чтобы христиане не увлекались этим языческим праздником Солнца, во время которого царила полная разнузданность, и все предавались всяким порокам. Сейчас ведь тоже многие христиане иногда любят отойти в сторонку и попраздновать там какой-нибудь праздничек, потанцевать, как сейчас весь католический мир на Рождество пляшет, ходит по магазинам, а католические храмы пустые. А в те первые века христианской эры праздник Рождества постепенно утвердился во многих странах, а языческие обряды стали отмирать.
Игорь Шишкин: То есть создано наложение христианского праздника на языческий?
Николай Маслов: Конечно. Ведь нужно было постепенно, не в один день, преодолеть языческие воззрения многих народов. Просто запретить старые верования было невозможно, потому что люди расценивали запреты на эти праздники как ущемление собственных прав, поэтому требовалось время, чтобы просветить всех, что Рождество Христово и Крещение Господне необходимые и важные в жизни праздники, а языческие культы – это культы сатаны. Крестить людей – это один процесс, но нужно было еще много времени, чтобы просветить людей, показать им, что есть христианство. Для этого пришли епископы, появлялись священники, для этого сформировалась церковь. Много жертв было принесено во имя утверждения истины и веры на земле, которая торжествует и до наших дней. Христианство облагородило мир. Оно заменило языческие разнузданные торжества на праздники, возвеличивающие Бога, праздники ради Бога и ради спасения человека. То есть истина должна была воплотиться в жизнь, и нужно было создать и сформировать церковные традиции.
Игорь Шишкин: Но ведь сейчас получается такая картина, что у нас есть два 25 декабря. Есть официальное 25 декабря и 25 декабря по церковному стилю. Как быть здесь?
Николай Маслов: Новый стиль или григорианский календарь в Россию привели коммунисты после революции. Им это нужно было для того, чтобы ввести смуту в церковный устав, в церковную жизнь, как-то пошатнуть нравственные устои. Я думаю, что ничего хорошего, конечно, из этого не получается до сегодняшнего времени. Люди празднуют Новый год по новому стилю в последнюю неделю поста, когда нужно усилить молитву, отдавать время благотворительности, милосердию. Вместо этого они перенимают западные, языческие обряды, шопинги, извините, рождественские дискотеки, чего там только нету. То есть все то, что христианство побороло две тысячи лет назад в виде языческих обычаев, идет сегодня к нам возвращается уже из католического мира к нам в Православие, поэтому, конечно, эта двойственность календарей неправильна. Церковная жизнь непоколебимая, и время праздников непоколебимо. Я думаю, что было бы правильно, если бы светская власть вернулась в церковный календарь. Тогда многие проблемы в жизни общества отпадут, потому что государственная власть призвана для сохранения нравственного состояния общества в первую очередь.
Игорь Шишкин: Довольно часто приходится слышать призывы пересмотреть церковный юлианский календарь в сторону его совмещения со светским, григорианским, который более научно выверен.
Николай Маслов: По григорианскому календарю невозможно совпадение иудейской пасхи с православной. Это есть каноническое правило церкви, установленное через святых отцов самим Богом. Мало ли кто там приходит к власти, какая-то партия или какое-то движение. Это все временные явления.
Игорь Шишкин: Мы не можем праздновать день распятия.
Николай Маслов: Это невозможно, поэтому, конечно, все равно православные будут отмечать свои праздники и жить по своему календарю, и ничего тут страшного нету лучше было бы, здесь страха никакого нету. Переход на новый стиль внесет большую смуту. Сегодня многие православные церкви уже рассматривают вопрос возвращения в тот календарь, по которому живет Русская Православная Церковь.
Игорь Шишкин: Но если по каноническим правилам христианская Пасха может быть только через неделю после иудейской, то Православная церковь никогда не может пойти на соглашение со светской властью в этом вопросе. Неслучайно все православные восточные патриархи реформу Григория тут же отвергли, причем научные обоснования были и с той, и с другой стороны, и эти обоснования давно и хорошо всем известны. Но что же делать? Церковная власть говорит, что невозможно перейти на новый стиль, светская власть говорит свое, а в промежутке миллионы людей, которые попадают в такую ситуацию, что сначала празднуется Новый год с всевозможными развлечениями, а затем только Рождество.
Николай Маслов: В католическом мире, в общем-то, уже нет никакого Рождества, да и других церковных праздников.
Игорь Шишкин: Кстати, некоторые епископы как раз в этом году выступили с предложением вообще отменить празднование Рождества, потому что оно превратилось в языческий обряд.
Николай Маслов: Я и говорю, что сегодня католики продают с аукциона свои храмы, монастыри. Там сейчас пляшут артисты, потому что люди туда не ходят. А они не ходят по двум причинам. Одна причина, главная, состоит в том, что там нет истинной веры, и люди это ощущают. Там нет таинств. Они их на себе не чувствуют. Если православный христианин с открытой душой едет в Троице-Сергиеву лавру на службу, если он едет с желанием себя очистить, то он обращается к Богу со слезами. А у католиков это превратилось в некое театральное действо. Там нет таинства. Раз нарушены канонические правила, значит, Господь не дает туда действия Святого Духа, поэтому и уходит католическая вера. Она показывает свою несостоятельность. Как сказал один кардинал, что пока папа римский собирал миллионы на стадионах, католические храмы опустели. Чтобы этого не случилось у нас, мы не можем допускать какие-то новые календарные стили, потому что за новым календарным стилем пойдет шлейф каких-то других изменений, начнутся расколы, и пошло-поехало. И так уж мы на одном ИНН сколько людей теряем, потому что они не хотят, чтобы светская власть вмешивалась в личную жизнь человека. Конечно, лучше бы было, чтобы у церковь имела свой календарь, как она и имеет его, а светская власть только бы помогала церкви и шла с ней в ногу. Тогда земная жизнь устраивалась бы в согласии с законами неба, и не было бы войн, правители и народ благоденствовали бы, и в каждом доме был мир.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, если светская власть пойдет навстречу Церкви, то ничего ведь страшного не произойдет, но многие говорят, что мы этим сразу отделим себя от всего цивилизованного мира.
Николай Маслов: Нет цивилизованного мира. Цивилизованный мир идет в пропасть, и мы за ним следовать не можем. Сегодня в Европе уже не только нет границ между странами, но нет и границ между добром и злом. Как это могут быть мужем и женой две женщины или двое мужчин? А там все это сплошь и рядом. Мы не можем этого позволить.
Игорь Шишкин: Многие возмущены тем, что в последнюю неделю поста, в новогоднюю ночь на НТВ показывали неприличные сцены.
Николай Маслов: Я их не видел и НТВ не включал. Я – христианин, и считаю невозможным в пост включать телевизор. Нужно понять простую вещь, что в мире существует добро и зло, и пока мы живы, мы должны бороться со злом в мире, мы должны противопоставить ему силу добра. Раз государство сегодня не обеспечивает нравственную безопасность, значит, оно не сможет обеспечить и безопасность самого государства, и мы с вами должны восставать против зла. Мы никуда не денемся от того, что зло будет существовать и дальше, до второго пришествия Иисуса Христа. Потом все зло отправят в то царство, которое называется ад. Но мы должны себя оберегать, и своей жизнью показывать другим, что такое христианин.