Зинаида Савиновна Дерягина

В России встречаются города, в названиях которых запечатлены имена святых, почитаемых Русской православной церковью. Прежде всего, мы назовём город Архангельск, названный так по Михайло-Архангельскому монастырю, который был здесь поставлен и вокруг которого стали появляться слободы, впоследствии превратившиеся в город.

Наш ответ мы начнём с того, что названия городов, образованные от имён святых, встречаются не только на нашей карте, они есть на всей территории распространения христианской веры. Например, там, где наиболее сильным было влияние католичества, городские названия могут начинаться со слов сан-, сант-, сен- и сент-, которые восходят к латинскому прилагательному sanctus, что значит «священный, глубоко почитаемый». К примеру, столица Чили называется Сантьяго (в переводе — святой Яго, так по-испански так называют Якова). Этот город был основан в 1541 году.

Сюда же относится название испанского города (на Бискайском заливе) — Сан-Себастьян. Он был основан в 8 веке как католический монастырь, посвящённый святому Себастьяну. Город Сан-ХосЕ (столица Коста-Рики) был основан испанцами в 1780 году и назван в честь католического святого Иосифа. Это имя по-испански звучит как Хосе. Можно привести ещё такие названия: Сан-Франциско, Санта-Роса, Сантандер, Сан-Паулу, Сен-Луи, Сент-Этьен, в перводе это – буквально святой Франциск, святая Роза, святой Андрей, святой Павел, святой Луи, святой Стефан. Добавим ещё: американский город Сан-Франциско ( на берегу Тихого океана), город Санта-Роса – в Аргентине ( буквально значит – «святая Роза»); город Сантандер – в Испании, на Бискайском заливе ( буквально – «святой Андрей»); город и штат Сан-Паулу –в Бразилии ( в переводе — «святой Павел»). Сюда же относится и название острова Санторин (Средиземное море, Греция), что в переводе значит – «святая Ирина».

На карте мира встречается множество географических названий такого рода. Мы перечислим ещё некоторые из них: г. Сен-Луи (Сенегал) – «святой Луи»; Сен-Кантен – г.во Франции (Святой Кантен); Сент-Луис – г.в США, на р. Миссисипи (святой Луи); Сент-Этьенн – г.во Франции (святой Стефан). Такие названия городов связаны с тем, что первоначально на их месте был основан монастырь или был поставлен храм, посвящённый тому или иному католическому святому. По этой же модели был назван русский город, возникший в начале 18 столетия – Санкт-Петербург, буквальный перевод – «город святого Петра».

В России встречаются города, в названиях которых запечатлены имена святых, но уже тех, которые почитает Русская православная церковь. Прежде всего, мы назовём город Архангельск, названный так по Михайло-Архангельскому монастырю, который был здесь поставлен и вокруг которого стали появляться слободы, впоследствии превратившиеся в город. И, надо сказать, что Архангел Михаил, праздник которого церковь отмечает 21 ноября по новому стилю, является небесным покровителем этого северного портового города. Печально то, что Михайло-Архангельский монастырь был полностью разрушен, но, как видим, имя его сохранилось в названии города.

У нас в России также есть город Златоуст, это на Южном Урале. Он был так назван по имени церкви, освящённой в честь Иоанна Златоуста. В Воронежской области есть город Борисоглебск, название которого связывают с построением в 1704 году церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба. И, наконец, мы назовём верхневолжский город, который до 1918 года назывался Романовом-Борисоглебском. Именно в этом названии и запечатлены имена 3-х русских святых: св. Романа – князя Угличского и святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Этот город — один из самых живописных в Верхневолжье. К величайшему сожалению, вот уже почти 90 лет он носит другое имя – Тутаев – по имени красноармейца Ильи Тутаева, погибшего в перестрелке с белогвардейцами в 1918 году, когда подавлялся жестоким образом так называемый белогвардейский мятеж в Ярославле. Но изменилось не только название города, изменился и весь уклад его жизни, как, впрочем, изменился в 20 веке вообще весь уклад жизни в России. И прежде всего следует отметить то, что в этом городе большая часть храмов была закрыта: из 12 храмов было закрыто 9, а 3 из них были полностью разрушены.

Этот город раскинулся по обоим берегам Волги. Но исторически эти части города – Романов и Борисоглебск — были самостоятельными поселениями, возникшими в разное время и развивавшимися каждый по-своему. По административной реформе 1777 года каждый из них получил статус уездного города Ярославского наместничества, причём, город Борисоглебск появился из слияния Борисоглебской рыбацкой слободы, Ямской слободы и села Ново-Благовещенского. Также для каждого из этих новых уездных городов был высочайше пожалован герб 31-го августа 1778 года. Вначале мы приведём описание герба города Романова: «в золотом поле, вкось протекающая река; по обеим сторонам оной по чёрной полосе». Правда, из этого описания неясно, что могли означать эти две чёрные полоски, прорисованные вдоль береговых линий.

А вот герб уездного города Борисоглебска выполнен совсем иначе. Он так описывается: «в серебряном поле главная часть — герб Ярославский (то есть стоит медведь на задних лапах и держит золотую секиру); а в золотом поле венец из 13 роз, лазоревою лентою связан; в каждой розе по букве золотой; все же буквы составляют звание онаго города». Вот такой живописный герб получил в 1778 году волжский город Борисоглебск.

Через 50 лет, в 1822 году, эти 2 уездные города, стоявшие на Волге друг против друга, объединили в один — «для удобства управления» — так было записано в высочайшем Указе. И тогда же соединили их названия, в результате чего и появилось сложное имя: Романов-Борисоглебск. Может быть, это слияние 2-х городов в один было связано ещё и с тем, что на карте России в то время был ещё один Борисоглебск – в Тамбовской губернии (по современному административному делению это теперь Воронежская область).

Историки считают, что правобережная часть – Борисоглебск — появилась раньше, и первое упоминание о ней относится к 1238 году, именно к тому печальному времени, когда татаро-монгольские отряды, вторгшиеся на Русскую землю, разорили многие города и сёла. Именно сюда, в глухие леса, и бежали люди в поисках безопасного места. Считается, что здесь стали селиться жители разорённого города Ярославля. Сведения об этом мы находим в «Сказании о Борисоглебской слободе»: «…пришедши в дебрь глуху, рекому Чёрный лес, стали ставить жилище… В другое лето… приидоша мнихи (то есть монахи) и постави храм во имя святых страстотерпцев двою брату князей русьских Бориса и Глеба и прозвашася весь (то есть «село») Борисоглебска, а посих же премножися, прозвалась есть слобода Борисоглебская» [cм.: Тутаев (Романов-Борисоглебск). Рыбинск, 1998].

Эта слобода относилась к числу рыбацких слобод московских князей, то есть её жители поставляли рыбу к царскому двору. И была Борисоглебская слобода в подчинении Большого дворцового приказа. Часть слобожан также занималась огородничеством и ещё – кузнечным ремеслом. Известно, что при царе Иване Грозном в слободе стояла 2-хэтажная деревянная

(« брусчатая» ) церковь с 5-ю куполами во имя святых Бориса и Глеба. Но уже в середине 17 века борисоглебцы построили каменную шатровую церковь. Она была летней. Главный её престол был посвящён Смоленской иконе Божией Матери («Одигитрии»), а приделы – святому пророку Иоанне Предтече и святым Борису и Глебу. Дошедшая до нашего времени надпись на стене гласит о том, что освящена была эта церковь 24 июня 1652 года. Но уже спустя два десятилетия церковь стала разрушаться (…от тягости шатровые верхи и разселась во многих местах…). И сохранилась челобитная от 1670 года, подписанная всеми жителями слободы: не только именитыми слобожанами, но и простыми крестьянами. Она была адресована ростовскому митрополиту Ионе (Сысоевичу) с просьбой благословить у этой церкви — и дальше мы цитируем — «шатры разобрать до полуцеркви и изнова с уступом от алтарей построить церковь Божию на сводах во имя Воскресения Христа Бога нашего…» Церковь предполагалось строить тоже как летнюю, то есть холодную. Митрополит Иона благословил это доброе дело. И на старые крепкие стены и своды храма поставили летнюю церковь. То есть в низу была зимняя, а на втором этаже – летняя церковь. Этот новый храм с 3-х сторон обнесли 2-хярусным гульбищем, то есть галерей, а своды увенчали 5-главием. В верхний храм вели два крыльца (южное и западное). До 20 века главным было южное крыльцо, к которому от Святых врат была проложена булыжная мостовая. В 1675 году освятили главный престол храма (летнего) в честь Воскресения Христова. Сюда же, в диаконник, где обычно хранятся священные сосуды, книги, облачения, перенесли из нижнего храма придел святых Бориса и Глеба, небесных покровителей Борисоглебской слободы. Чуть позднее, в конце 17 столетия, была сооружена отдельно стоящая шатровая колокольня, на которой были установлены часы. Они сохранялись на ней ещё в 19 веке. И тогда же была построена вокруг храма ограда с трёхярусными Святыми вратами, которые были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы.

Позднее в храме произошли некоторые изменения (вместо луковичных куполов появились шаровидные, исчезли ещё и закомары, но в основном этот главнй храм дошёл до наших дней без капитальных переделок. Это необыкновенной красоты храм, богато украшенный кирпичным узорочьем: в основном это гирлянды бус, изготовленные из лекального кирпича. А шатровую колокольню в народе стали называть «ярославской свечой».

А теперь мы скажем несколько слов — о главной святыне борисоглебского храма — это икона Всемилостивого Спаса. Это огромная икона (высота её составляет 3 м). От времени она потемнела, то есть этот древний намоленный образ совершенно тёмный, и нужно очень внимательно в него всматриваться, чтобы увидеть черты Спасителя. Правая рука Его поднята для благословения, а в левой руке Он держит раскрытое Евангелие. С этой иконой Всемилостивого Спаса в старину было принято дважды в году совершать крестный ход. Один из этих крестных ходов совершался в 10-е воскресение после Пасхи, и он проходил только по Борисоглебской стороне, а с 1888 года (именно с того времени, когда отметили 900-летие Крещения Руси) стал совершаться и 2-й крестный ход — в воскресенье, накануне Ильина дня, но он проходил только по Романовской части города. В 20 веке этот образ Спасителя был сохранён для молящихся, его, к счастью, никуда не вывезли, правда, крестные ходы долгие десятилетия не совершались. Они были возобновлены только около 20 лет назад (в 1989 году).

Как гласит предание, образ Всемилостивого Спаса был написан в 1-й трети 15 века преп. Дионисием Глушицким, и первоначально он являлся частью купола древней деревянной церкви (монастырской), посвящённой святым князьям Борису и Глебу. То есть икона Всемилостивого Спаса первоначально была частью так называемого «неба» церкви. Позднее его перенесли в собор и поставили в Борисоглебский придел над царскими вратами, а в 18 веке, когда поновляли иконы, этот образ вынесли в основную часть храма — для поклонения верующим. Заметим, что этот образ — особо почитаемый в народе. И даже существует давно сложившаяся здесь традиция — проползать на коленях под этой чудотворной иконой. Для этого в нижней части киота оставлено специальное окошечко. А на полу в этом месте, под образом, где проползают ежедневно люди с молитвинными прошениями, за 2 столетия появились даже небольшие углубления в виде колеи, протёртые коленями молящихся.

Но, оказывается, икону Всемилостивого Спаса выносят из храма ещё два раза в году. Осенью (перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы) её переносят из летней церкви в зимнюю, а весной, накануне Николина дня, эту икону переносят уже из нижней, зимней, церкви, в верхнюю, летнюю.

Левобережная часть – Романовская — была основана чуть позднее: во 2-й половине 13 века угличским князем Романом Васильевичем, впоследствии причисленным к лику святых. Для Древней Руси это был обычный способ называния города по имени его основателя. Можно вспомнить, например, город Ярославль (он был построен Ярославом Мудрым), город Дмитров (так назвал Юрий Долгорукий новый город — по имени своего сына — Димитрия). Можно ещё вспомнить город Юрьев, поставленный в Балтийской земле Ярославом Мудрым и названный так по его крестильному имени Георгий (Юрий). Сейчас этот город называется Тарту.

Угличский князь Роман Васильевич, как отмечают историки, владел, кроме Романова, ещё 6-ю городами и несколькими слободами. Во время своего почти 25-летнего правления (1261-1285) он заботился и о своём народе, и он также строил и украшал церкви. Скончался князь Роман Васильевич на 60-м году жизни в 1285 году, а в конце 16 века были обретены его нетленные мощи. Память его церковь празднует 3 февраля по ст.ст (16 февраля – по новому).

Город Романов – после смерти князя Ярослава Угличского — был унаследован его сыном – Романом Романовичем. В годы уже его правления (это середина 14 века) город Романов разорялся кочевниками, и потом был заново отстроен. Позднее, в 1468 году, при княгине Марии Ярославовне, жене вел.кн. Василия Тёмного, этот город был укреплён рвом, земляными валами, поверх которых шла деревянная стена с башнями. В 1472 году княгиня Мария Ярославовна отдала город Романов своему младшему сыну, удельному князю угличскому Андрею Васильевичу Большому, по прозвищу Горяй. В 16 веке, после взятия царём Иваном Грозным Казани город Романов был отдан на кормление татарским мурзам. И, например, именно из этого города берёт своё начало род князей Юсуповых. В 1609 году город Романов, как и многие города, сёла и деревни, был полностью разграблен и сожжён отрядами польско-литовских интервентов. И ещё заметим, что в составе 2-го народного ополчения, которое освободило Москву от поляков в 1612 году, были и жители города Романова.

В конце 18 века, как мы уже заметили, Романов получил статус уездного города, а в начале 19-го он был объединён с Борисоглебском. Именно тогда в названии вновь учреждённого города Романова-Борисоглебска и появилось три святых имени: князей страстотерпцев Бориса и Глеба и угличского князя Романа.

Зинаида Савиновна Дерягина



© Народ Инфо, 2007-2008