КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Столичные власти увеличили размер денежной компенсации на питание, которая выплачивается донорам за сдачу крови и ее компонентов. Однако это несколько противоречит федеральной программе поддержке донорства, упор в которой делается на информационную составляющую. Более правильной задачей является приток как можно большего числа безвозмездных доноров, превращение донорства в общественное движение — об этом заявил первый заместитель директора ВЦИОМ Константин Абрамов на пресс-конференции в Москве.
По данным опроса ВЦИОМ, каждый третий россиянин имеет опыт сдачи крови в качестве донора, а потенциально готова стать донором одна четвёртая часть населения. Однако точно назвать главную причину, почему донорство у нас не постоянное и не регулярное дело, почему желание не превращается в действие, нельзя.
Отсутствие станций переливания крови вблизи многих населенных пунктов, препятствия работодателей, боязнь процедуры – все эти конкретные, требующие исправления вещи — всё же не главные. Для россиян не является открытием, что донорской крови не хватает – так думают три четверти наших граждан. Но отсутствие поддержки со стороны государства, сигнала первых лиц государства, которым, как показали опросы, доверяют наши граждане, делают донорство непопулярным явлением, считает председатель ВЦИОМ Валерий Фёдоров: 31% людей считает, что донорству уделяется очень мало внимания и поддержки со стороны государства. Всё-таки в нашей стране люди готовы совершать поступки, которые не являются для них обычными, стандартными, повседневными, но при условии, что этот поступок, действительно, важный и нужный. Здесь происходит обращение к авторитетам. В нашей стране, к сожалению, за 15 – 20 лет авторитетов осталось очень мало: такими называют либо тех, кого с нами нет, либо политиков — первых лиц государства».
Сотрудники ВЦИОМ, хотя и являются просто исследователями проблемы, не могли не обратиться с призывом к властям: эффект от материального стимулирования донорства гораздо меньше, чем от нравственного. С этим мнением согласна и Екатерина Чистякова, координатор волонтерской группы «Доноры — детям», организующей донорское переливание крови для маленьких пациентов московских больниц: «Вот если представить, что есть определенная сумма, выделенная на донорство и есть выбор, на что её потратить – оплатить донорам за сдачу крови или потратить на пропаганду безвозмездного донорства, то эффективнее второе. Об этом говорит мировой опыт – результативнее пропаганда. К тому же, в таком городе, как Москва, народ еще не голодает, чтобы идти в платные доноры. Я могу сказать и по опыту нашей организации: поскольку все свои силы мы тратим на пропаганду безвозмездного донорства, они к нам и приходят – больше, чем платные. А есть места, где донорство в основном платное, и крови не хватает».
Большую роль в информационной кампании донорства играют сами доноры, — считает Валерий Федоров: «Те, кто хотя бы раз принимал участие в такого рода акциях, во многом изменили своё представление о том, даёт это эффект или нет. Многие люди не участвуют в этом, потому что не верят, что будет польза. Поэтому сами доноры выступают «агентами» расширения круга доноров. Они уже этим занимаются, и они чувствуют удовлетворение, причем не финансовое. В этой ситуации, когда доверяют у нас только членам своей семьи и первым лицам государства, очень важен личный пример. Но доноров тоже надо побудить этот пример демонстрировать, не скрывать от других».
Не делать благородное дело втихаря – так прозвучал призыв для самих доноров. Ведь остальные люди должны знать, где находятся пункты сдачи крови, что процедура сдачи крови несложна и не займет много времени, что она не опасна и не вредна для здоровья. А главное, она действительно нужна – сейчас, сегодня, завтра — для спасения чьей-то жизни.