КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Швейцария рискует попасть в «черный список» офшорных зон. На этой неделе по инициативе Франции и Германии в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже прошла встреча, посвященная борьбе с мошенничеством и международными способами уклонения от уплаты налогов, в ходе которой министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк призвал включить Швейцарию в «черный список» стран – «налоговых убежищ» за то, что Берн недостаточно сотрудничает с организацией в области налогового обложения. В созданный ОЭСР «черный список» государств, в которых налоговые режимы не соответствуют принципам организации, входят три европейские страны: Андорра, Лихтенштейн и Монако. Именно в этих и ряде других стран любят прятать от налоговиков свои капиталы российские бизнесмены.
Есть мнение, что инициатива ООН и Всемирного банка под названием «Возвращение украденных активов», которая основывается на Конвенции против коррупции, теоретически позволяет России вернуть на родину сотни миллиардов долларов. Во всяком случае, мне приходилось слышать подобные заявления от наших специалистов. Никаких официальных данных о том, сколько полученных преступным путем средств было вывезено из России, нет. Но по экспертным оценкам, скажем, на 2002 год, речь шла приблизительно о двухстах миллиардах долларов. Поэтому объявленная в штаб-квартире инициатива в высшей степени актуальна для нас.
Международное сообщество все активней прилагает усилия к тому, чтобы перекрыть лазейки для укрывания нелегального капитала. По мнению экспертов, одной из таких лазеек являются офшоры, благодаря которым российским бизнесменам удаётся недоплачивать в государственную казну значительную часть налогов от своих прибылей. Ещё несколько лет назад, ныне известный всей стране в качестве министра обороны Анатолий Сердюков, будучи тогда главой Федеральной налоговой службы, сокрушался по поводу того, что из-за офшоров российский бюджет всего лишь за один 2004 год недополучил два миллиарда долларов.
Подобные факты не являются для нашей страны чем-то из ряда вон выходящими. У нас это, скорее, правило, нежели исключение. Практически ежегодно наша казна несет такие потери только из-за того, что владельцами российских нефтяных компаний являются представители офшорных зон. Однако что можно было бы сделать на уровне законодательной и исполнительной власти, дабы прекратить все эти безобразия? Об этом я поинтересовался у представителя думского комитета по бюджету и налогам, доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой:
Оксана Дмитриева: В соответствии с принятыми у нас законодательными актами, касающимися офшоров, подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения. То есть, само законодательство поощряет вывод капиталов, во всяком случае, не дискриминирует их перелив между офшорами и Россией. Более того, в законодательстве не записано, что нельзя пользоваться этими офшорными схемами, потому что все страны по нашему законодательству равны. Но законодательства многих стран, в частности Франции и Германии, очень жестко подходят к переводу средств и к отмыванию денег, то есть к минимизации налогов при помощи офшорных схем. Там это считается налоговым преступлением.
Николай Холявченко: А что нам мешает сделать так, чтобы и в России это считалось нарушением закона, преступлением?
Оксана Дмитриева: Ну, тогда, соответственно, нужно пересматривать и менять не только все налоговое законодательство, но и законодательство по собственности, а это очень большая работа. Причем, в результате, это коснется не только нефтяных компаний, но и другого бизнеса. К тому же, немаловажно, что по Конституции у нас – примат международных договоров. Однако я думаю, что по проблеме, связанной с офшорами и перерегистрацией собственности, можно найти юридическую форму. Правда, могут быть и отрицательные последствия, которые нужно предугадывать.
Николай Холявченко: Но, Оксана Генриховна, игра, как говорится, стоит свеч. Когда-то мы примерно такие суммы клянчили у Международного валютного фонда
Оксана Дмитриева: Ну, вы знаете, у нас самый большой вывод капитала из страны осуществляет само государство – в виде стабилизационного фонда. Поэтому, по сравнению с ним, все остальные – просто щенки. И фактически получается, что 50 процентов средств, которые изымаются у тех же нефтяных компаний, идут через экспортную пошлину, официально поступают в стабилизационный фонд, а потом выводятся из России.
Итак, из контекста сказанного вытекает следующий вывод: Франция, Германия и другие страны, радеющие о своих экономических интересах, очень жестко подходят к переводу финансовых средств в офшоры, считая это налоговым преступлением. У нас же по Конституции, то есть Основному Закону страны, видите ли, – примат международных договоров. Однако, прошу прощения за каламбур, но такой примат может вызвать только мат! С какой это стати мы должны своё законодательство выстраивать в соответствии с международными договорённостями даже если они идут в ущерб нашим интересам? При этом мы даже не обращаем внимания на то, что о своих-то интересах они не забывают ни на минуту!
В связи с этим возникает вопрос: может быть, в этих договорах есть такие хитрые условия, выполнение которых обязательно только лишь для России и совсем неприемлемо для других стран, поскольку там считается преступлением? А что, если все-таки взять да и перелопатить законодательство с учетом государственных интересов? Понятно, что это очень большая работа, что это нелегко… А кому сейчас легко? Попробуйте об этом спросить у кого-то из наших сограждан, скажем, у сельских учителей или шахтеров, или сразу у тех, кто, в очередной раз не получив зарплату, объявил голодовку. Спросите их – и отойдите подальше, потому что реакция может оказаться неадекватной; я уж не говорю о выражениях, которые, скорее всего, будут далеко не парламентскими.
Так что, господа-законодатели, помня о том, что сейчас кому-то гораздо тяжелее, чем вам, потрудитесь во благо Родины и, глядишь, прибыли лоббистов, разработчиков и подписантов указанных договоров (или, попросту говоря, украденные деньги) найдут свое достойное применение. А наши «мытари» не будут больше озабоченно разводить руками и подсчитывать недостачу в государственной казне.