КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
За январь-февраль 2008 года кассовый профицит федерального бюджета РФ, по предварительной оценке, составил 416,71 млрд. рублей, или 8,2% ВВП. Такие данные были приведены на днях Министерством финансов РФ.
«Слава Богу, что в последнее время, после разрухи 90-х годов, бюджет у нас стал получаться с профицитом!» – так, пожалуй, думают многие наши сограждане. Ведь то обстоятельство, что в стране появился значительный избыток денег, несомненно, вселяет в людей надежду на то, что скоро и они заживут так же хорошо, как, например, и те, кто этот самый профицит придумал. Сразу же огорчу мечтателей и скажу, что если и заживут, то, наверняка, не скоро, ибо профицит (во всяком случае, в нашей стране) – это некая, совершенно искусственно созданная субстанция, направленная не на улучшение благосостояния народа, а совсем на иные цели. Желающим обвинить меня в голословности, предлагаю некоторые фрагменты моей беседы на эту тему с членом думского комитета по бюджету и налогам, доктором экономических наук Оксаной Дмитриевой.
Николай Холявченко: Оксана Генриховна, как планируется тратить эти денежные излишки?
Оксана Дмитриева: Профицит идёт, в основном, в стабилизационный фонд.
Николай Холявченко: Но стабилизационный фонд – это какая-то мёртвая кубышка, в которую всё складывают-складывают, конца этому процессу не видно, но не видно также и реальной работы этих денег.
Оксана Дмитриева: Да, согласна, но, тем не менее, профицит идёт преимущественно именно в стабфонд, ну и, частично, на погашение внешнего долга.
Николай Холявченко: И всё?
Оксана Дмитриева: И всё!
Николай Холявченко: Но ведь у нас столько хозяйственных нужд, однако, получается, что все они забиты в статьи расходов нашего бюджета?
Оксана Дмитриева: Да, это – расходы. А профицит – это то превышение доходов, которое на расходы не идёт, то есть, это те средства, которые реально не используются.
А ведь у нас есть, где их использовать – хозяйство страны просто усеяно дырами всевозможного калибра. И вместо того, чтобы ликвидировать их, или хотя бы залатать, правительство наше, видимо, для того, чтобы ещё больше понравиться мировому сообществу, предпочло срочно заняться погашением долгов по кредитам, предоставленным когда-то Западом для поддержания режимов Горбачёва и Ельцина. Во всём мире подобные кредиты считаются политическими инвестициями и долги по ним либо аннулируются, либо возвращаются сколь угодно долго. Но в этом случае нам надо было вести себя несколько иначе.
Оксана Дмитриева: «При этом, конечно, надо было по-другому формировать бюджет, не кричать о том, что у нас огромный профицит, и что у нас денег – куры не клюют, а, на самом деле, осуществлять финансирование социальной сферы, гасить долги перед собственным народом, и всё время показывать, для аргумента, что у нас дефицитный бюджет. Так должно было вести себя ответственное правительство!».
Вот именно, что – ОТВЕТСТВЕННОЕ! Но о какой ответственности правительства можно говорить, если оно допускает совершенно несуразные вещи. Например, пока наша страна досрочно гасила кредит Парижскому клубу, общий государственный внешний долг… увеличивался! Как такое может быть? – спросите вы. Да очень просто: кредиты берут российские банки и предприятия (включая компании с государственным участием). Потом (случись что) их долги придётся отдавать федеральному бюджету. В связи с этим, напомню высказывание известного экономиста, академика Дмитрия Львова. «Похоже, чиновники не знают, что, пока государство отдаёт долги, российские частные компании берут кредиты у западных банков под очень высокие проценты. Эти проценты в 1,5 — 2 раза выше, чем те, под которые мы выплачиваем долги странам на государственном уровне. Получается, одной рукой мы отдаём, а другой занимаем. Причём, дороже!», – с горечью говорил учёный.
Мало того, свои вливания в чужую экономику мы прощаем на удивление легко. Считайте сами: 10 миллиардов долларов — Сирии, 4,7 миллиарда — Алжиру, 10 миллиардов — Ираку. Затем наши «кормчие» заявили о готовности простить 10 миллиардов долларов Афганистану и, видимо, окончательно войдя в благотворительный раж, решили «скостить» ещё 700 миллионов беднейшим странам. Но если бы их глаза не были залиты слезами умиления от собственной щедрости, они без труда разглядели бы не менее бедный народ, который, к тому же, не за морями-океанами обитает, а вот он, совсем рядом – только протяни руку. И желательно, чтобы была она той самой рукой, которая не только даёт, но и не оскудевает. Надо лишь уточнить, что не милостыню просят люди, а возвращения долгов. Ведь профицит – это и есть те деньги, которые вы занимаете, а точнее, отнимаете у своего народа и отдаёте их другому.
Какие такие профициты могут быть в бюджете страны, хозяйство которой лежит на боку, а у десятков миллионов её граждан в кармане – вошь на аркане!? Но никак не доходит до нашего правительства, что именно народ является его кредитором. И если бы оно (правительство наше) было разумным или хотя бы вменяемым, то не стало, наверное, складывать многомиллиардную сумму, немалая доля которой принадлежит «кредитору», в мёртворождённую кубышку, называемую почему-то «стабилизационным фондом», а решило бы, по крайней мере, вопрос зарплаты бюджетников. В том, что это можно было бы сделать легко, вполне уверен ещё один представитель законодательной власти – первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин:
«Если всё это использовать, то зарплату учителя, врача, работника культуры, учёного, социального работника можно было бы повышать в десять раз, не напрягаясь, – только за счёт федерального бюджета! Но правительство боится инфляции. Зато оно совершенно не боится вздувать цены на бензин, электроэнергию и коммунальные услуги. Здесь оно об инфляции, почему-то, забывает, но тут же вспоминает о ней, как только речь заходит о зарплатах».
Добавим, что позицию Оксаны Дмитриевой и Олега Смолина разделяют многие здравомыслящие люди, но остаётся сожалеть о том, что этого здравомыслия лишены те господа, которые почему-то до сих пор управляют нашей страной. Вопрос только – ПОЧЕМУ?