КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Народом, забывшим о своих традициях, очень легко управлять. Такой народ очень скоро может все потерять, а Западу как раз и нужна от нас только полная подчиненность и политическая, и религиозная, и экономическая. – В. Р. Анищенков беседует с директором издательства «Ковчег», главным редактором журналов «Славянка» и «Общенационального русского журнала» С. В. Тимченко.
Владимир Анищенков: Сергей Владимирович, многие следят за творческим путем ваших журналов и вашего издательства. Недавно вам как главному редактору была вручена общенациональная премия «Народное достояние». Я поздравляю вас с этой премией и хотел бы попросить вас поделиться своими впечатлениями о самой премии, о той обстановке, в которой происходило награждение, и, естественно, попросить вас рассказать о самих журналах.
Сергей Тимченко: Премия «Народное достояние» учреждена фондом благоверного Александра Невского, председателем которого является Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич – педагог, и его поистине подвижническая деятельность направлена именно на воссоздание воспитания молодежи, поэтому для меня получение этой премии, которой нас наградили еще и от имени Министерства культуры, – это большая честь. То, что сейчас находятся подвижники, которые занимаются проблемами нравственного воспитания, нравственного образования, говорит о том, что в народе еще есть силы, которые не только востребованы, но и могут стать определяющими в нашей истории. Ведь само понятие «народное достояние» – это, прежде всего, та великая культура, которая основана на Православии, на русской, византийской, а потом и российской культуре, и которая определит будущее нашей страны.
Это достояние, эти глубокие традиции мы обязаны передать новому поколению, потому что в 90-е годы мы, почувствовав себя совершенно свободными, растеряли очень многое. Более десяти лет мы в упоении разрушали советскую государственность, как мы ее называли, но пришли к тому, что оказались на развалинах собственного дома. Слава Богу, что параллельно с разрушением государственности тихо, исподволь, народными силами, народной волей шла духовная жизнь по воссозданию народного достояния. Вообще суть нашей культуры, нашей веры в созидании. Любовь созидает, ненависть разрушает. Разрушать легче, чем созидать. Созидание требует труда, подвига, терпения, смирения, а для разрушения нужны только злоба, злорадство.
То, что премия носит название именно «Народное достояние» говорит о том, что мы возвращаемся к нашим основным ценностям, ценностям евангельским, основанным на вере, любви и надежде, поэтому я крайне благодарен и, конечно, горжусь тем, что коллективы наших православных журналов получили столь высокую оценку.
Владимир Анищенков: На обложке вашего журнала, как девиз написано: «Думая о будущем, думай о России». Видимо, у вас так много дум о России, что вы создали даже два журнала. Что уже удалось сказать на страницах этих журналов?
Сергей Тимченко: Пока еще очень мало удалось сказать, журналы молодые, но источником всех дум о России послужили мои многочисленные поездки в конце 80-х, в 90-х годах по русским монастырям. Делая книгу о современной православной иконе, я ездил по всем нашим городам и весям, где к 80-м годам еще оставались православные храмы. Я был глубоко потрясен тем, что я увидел воочию. А увидел я, прежде всего, духовную основу России, душу русского народа. Конечно, чтобы проникнуть во все это, нужно не просто посещать храмы и монастыри в обычные дни, а нужно какое-то время пожить, например, в Троице-Сергиевой лавре, увидеть, как в половине шестого утра собирается на братский молебен вся братия – молодые, красивые монахи, которые молятся у раки преподобного Сергия. Ты видишь: вот она, Россия. В шесть утра начинается ранняя служба в храме, и ты видишь этих людей с просветленными лицами, их глаза, и ты понимаешь, что вот они, вот они, вот это настоящий русский народ, и он еще жив, значит, Господь с нами.
Это ощущение любви, преклонение перед душой русского народа, конечно, неисчерпаемо. Как нельзя насытиться красотой мира, так нельзя, по-моему, насытиться и красотой души русского народа. Это главное, что толкает меня и моих товарищей к работе. Мы видим, что государство бросило народ в самостоятельное плавание, дало одинаковую свободу, и все равно, даже сегодня наше счастье, наша радость выше счастья и радости тех людей, которые вдруг стали обладателями всех материальных богатств нашей Родины. Как ни горька наша участь – не иметь власти, которая бы заботилась о народе, пеклась бы о его благосостоянии, но, тем не менее, власть духовная никогда не покидала Россию. Россия до сих пор остается домом Христа и Богородицы, домом Господним, поэтому радость наша – особая, христианская. Она состоит в том, что мы видим и ощущаем мир другими глазами. Мы видим закат, мы видим небо, мы видим естественную красоту нашей природы совершенно по-другому. И это видение, эта наша созерцательность, которая является элементом религиозности души русского человека, тоже многого стоит, поверьте. Купить ее и продать невозможно, и, тем не менее, это богатство, богатство, воспитанное природой, Богом, Церковью.
Я уже не говорю о богатстве духовном. Побывайте в наших монастырях – в Дмитровском, в Печорском, в Почаевской лавре, и у вас появится такое ощущение, что духовная природа нашего народа – это именно явление, потому что нельзя купить или украсть у народа закаты или восходы, которые мы наблюдаем, туманные рассветы над красивой русской землей. Их можно только созерцать и пребывать в этом созерцании. Точно так же нельзя уничтожить или украсть Православие. Это явление духовное, оно уже создано, Церковь создана, и глава Церкви – Христос. И уже никто и никогда ее не уничтожит, никакие врата ада не одолеют нашу Церковь. Можно только прийти и попытаться понять, что же это за красота такая – духовная жизнь, православная жизнь, что такое богослужение.
Беда наша в том, что многие даже просвещенные люди понятия не имеют о том, что такое Православие. Для них это священник, это свечи, обряды. А ведь это лишь та малая часть, причем внешняя, которую легче всего увидеть, а основное заключается именно в той любви, которая подвигает людей служить Богу. Богослужение – служба, служение Богу. Тысячу лет мы служим Богу, и только семьдесят лет нам запрещали служить. Многие образованные, талантливые, выдающиеся люди были глубоко верующими, множество таких людей есть и в нашей современной жизни. Нельзя же сказать, что все они глупые и ничего не понимали и не понимают. Сейчас даже неверующие должны хотя бы умом понять, что в Церкви – наше спасение.
Владимир Анищенков: Сергей Владимирович, поскольку я в прошлом тоже издатель, я вижу, что ваш «Общенациональный русский журнал» необыкновенно цельный, зрительно очень притягательный, несмотря на то, что первая страница – это черно-белая фотография, что сегодня уже и непривычно. Материал выстроен и оформлен с любовью, причем уровень его самый высокий.
Сергей Тимченко: Я не профессиональный журналист, но в какой-то момент, глядя на всю окружающую нас рекламу, я просто понял, что нужно попробовать, что это необходимо. Сейчас я вижу, чем это обернулось, но отступать уже некуда. С Божьей помощью мы начали издание, и чудным образом у нас появились профессионалы высочайшего класса, люди, которые понимают меня, которые близки мне, и которым я глубоко благодарен. Красочные респектабельные журналы требуют, конечно, немалых средств, а наши журналы издаются попечением и на средства частных лиц, очень светлых людей, которых я не буду называть, но само существование которых и их благородная длительная помощь говорит о том, что в России есть еще духовный потенциал, в том числе и среди богатых людей. Я думаю, что этот момент очень важен, и когда наши люди, способные материально поддерживать идеологию, поймут, что нужно объединяться в этом деле, у нас пойдет совсем другая жизнь.
Владимир Анищенков: Одна из ваших рубрик называется «Ожившие традиции». Это очень созвучно и очень близко к нашим беседам о традициях.
Сергей Тимченко: Когда мы начинали «Общенациональный русский журнал», мы понимали, что надо делать его достаточно широким по рубрикам, потому что подобных журналов, которые проповедовали бы в обществе национальные основы жизни, в общем-то, нету. Мы исходили из того, что отсутствие национальной государственной идеологии тут же восполняется идеологией частного характера. Мы видим по программам телевидения, как подобная антинациональная идеология разрушает устои государства, разрушает нравственность. Давно известно, что нравственного человека трудно поколебать в его убеждениях, заставить изменить позицию по важным для него вопросам. Например, наш великий генералиссимус Александр Васильевич Суворов всегда говорил своим солдатам: «Молись Богу, от него победа», и русская армия всегда была сильна духом.
Национальная идеология в России всегда была нравственная, и отсутствие ее, конечно, ощущается, поэтому мы стараемся брать людей, которые обладают национальным сознанием, а не только могут проанализировать происходящее. Сейчас идет настоящая информационная война. Ведь народом, забывшим о своих традициях, народом безнравственным очень легко управлять. Такой народ очень скоро может все потерять, а Западу как раз и нужна от нас только полная подчиненность и политическая, и религиозная, и экономическая. Чтобы этого не случилось, мы должны быть сплоченными.
Что сегодня может нас сплотить? Марксистская идеология, привнесенная с Запада, так и не смогла сплотить нас за семьдесят лет, но у нас есть и другие примеры, когда другая, имперская идеология (не националистическая, а всечеловеческая) объединяла и спасала страну. Почему бы нам, имеющим такое великое достояние, не вернуться к нему? В нашем журнале все наши авторы, а это ученые, военные, писатели, именно такого плана. Мы приглашаем людей, у которых есть чувство гражданской ответственности. Конечно, среди наших авторов очень много военных, и в журнале есть отдел «Национальная безопасность», в котором постоянно выступают генералы из службы безопасности, из службы внешней разведки, известные экономисты, политологи. Я бы всем посоветовал познакомиться с публикациями нашего постоянного автора, Татьяны Васильевны Грачевой. Она не просто политолог, обладающий глубоким аналитическим умом, имеющий свой взгляд на все, что происходит в мире, но женщина-воин, воин-христианин, который идет на противника с открытым забралом, чтобы сохранить самое дорогое.
Владимир Анищенков: Можно ли подписаться на ваши журналы?
Сергей Тимченко: Да, «Общенациональный русский журнал» и «Славянка» есть в каталоге в любом почтовом отделении. Мы сейчас готовим публикацию в «Общенациональном русском журнале» о деятельности администрации города Крымск Краснодарского края. Ведь у нас не только разговоры идут, но начинается и действенная работа по России. Пример Крымска весьма серьезен, и, как мне кажется, это единственный такой пример после Белгорода, где губернатор довольно серьезно озабочен духовно-нравственным воспитанием населения.
Здесь мы видим уже конкретные дела – православный духовно-просветительский центр в городе Крымске возник под омофором митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, и уже готовится еще такой центр в Тихорецке. Разработана конкретная программа по духовно-нравственному просвещению, по воспитанию детей и молодежи. Глава администрации Крымска привлек все подотчетные ему структуры для участия в координационном совете этой программы. Я думаю, что это не противоречит главным задачам, которые ставит перед собой наше правительство. Президент всегда говорит о том, что наше достояние – это духовно-нравственный, исторический, традиционный потенциал, в частности, наша вера, что Православие – это одна из основных государствообразующих конфессий.
Такие программы должны создаваться по всей России, а для того, чтобы узнать, как это делается, надо звонить в Крымск или к нам в журнал. Уже существуют конкретно расписанные программы, проводятся рождественские вечера-балы, на которых присутствуют и светская власть и служители церкви. Работа идет там действительно в симфонии: светское начальство советуется с духовенством, и добрым делам дается ход.
Владимир Анищенков: Такая самоорганизация людей, которая захватывает в сферу своей деятельности местные власти – это очень хороший пример для всех нас.
Сергей Тимченко: Местная власть обращается к богатым предпринимателям, и они охотно жертвуют средства на организацию мероприятий по духовно-нравственному просвещению и воспитанию детей. Конечно, завтра это обернется положительными изменениями и для самой власти, потому что уменьшится количество преступлений, увеличится просто трудоспособность людей. Люди трезвеют, становятся грамотнее, просвещеннее, с ними можно нормально работать. Это же наш народ, и мы должны сделать все для того, чтобы он занял подобающее ему место в мире. Например, законодательное собрание Краснодарского края именно на программы духовно-нравственного воспитания выделило более ста миллионов рублей.
Владимир Анищенков: Вот это уже существенно. В «Общенациональном русском журнале» много мыслей о судьбе России, о судьбе империи во всех ее проявлениях, и в советское, и в дореволюционное, и в нынешнее время. Недавно по телевидению прошел фильм «Гибель империи. Византийский урок». Это действительно для нас урок. Что бы вы могли сказать об этом фильме?
Сергей Тимченко: Этот фильм создан очень талантливым человеком, настоятелем Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Я знаю его давно. Он сам до принятия монашества учился на сценарном факультете ВГИКа, и я знаю некоторые его учебные сценарии. В этом фильме удивительный сценарий. Архимандрит Тихон выступил действительно как государственно мыслящий человек, и фильм в этом плане получился очень показательным. Сегодня наступило время воссоздавать во всех областях то, что у нас отняли, – государственную идеологию. Фильм не претендует на какую-то глубокую научность и высокую художественность, у него есть своя задача. Это задача агитационного характера, и мне кажется, она выполнена прекрасно.
Главный смысл этого фильма состоит в том, чтобы показать на примере Византии сегодняшнему человеку, что потеря веры, упадок духа, разность взглядов власти и народа приводят к упадку и государство. Еще одна важная мысль представлена в фильме: что Западу ничего от нас не нужно, кроме полного экономического и политического подчинения, что Запад был полностью основан на своих варварских набегах на Византию.