КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Сегодня в России на 10 тыс. населения приходится 500 студентов. Об этом на одном из научных форумов говорил ректор Московского государственного университета им. Ломоносова Виктор Садовничий. Он подчеркивал тогда, что такое количество студентов – это один из самых высоких показателей в мире. Вместе с тем на платной основе уже «в 2006 году обучалось пятьдесят шесть процентов студентов «, что для большинства из них было «тяжелым материальным бременем» – отметил ректор главного российского вуза.
От себя же добавлю, что не меньшим бременем это было и для их родителей. Однако министерство образования и науки планомерно сокращает количество бюджетных мест в вузах. Например, в текущем году это сокращение увеличится ещё на 2 процента и на бесплатное обучение смогут поступить всего чуть более 500 тысяч абитуриентов из нескольких миллионов желающих. По данным Министерства, из всех выпускников (например, педагогических учебных заведений) в школу реально идут работать около семи процентов. Поэтому, по мнению главы министерства Андрея Фурсенко, незачем тратить деньги на подготовку специалистов, которые не будут работать по специальности. Лучше перенаправить средства на подготовку тех, кто будет трудоустроен по профессии, считает он. Но если следовать его логике, то получается, что педагогический «цех» страны скоро и вовсе опустеет. Ведь если бы сей «государственный муж» взглянул на проблему с другой стороны, то, наверное, понял бы, что не идут в эту профессию не потому, что она не интересна, и не потому, что она не нужна государству, а потому, что за неё платят копейки. И вот если бы он разбивал свой лоб над решением именно этой проблемы, а не над тем, как побыстрее обескровить профессию, от которой, в прямом смысле слова, зависит будущее страны, мы бы не задавались вопросом: что движет языком этого господина? Глупость или злой умысел?
В бессмертной опере Джузеппе Верди «Риголетто» есть такая милая песенка Герцога о том, что «сердце красавицы склонно к измене и перемене, как ветер мая». Все, наверное, помнят ее. Мне же она приходит на память практически после каждого выступления Фурсенко, ибо в каждом из этих выступлений, как правило, высказывается совершенно противоположное мнение, нежели в предыдущем.
Всем, кто занимается данной темой, наверное, памятно его выступление на Всероссийском социальном форуме, где им было обещано, что в ходе реформы образования количество бюджетных мест в вузах не будет сокращаться. Он тогда особо подчеркивал, что государство несет ответственность в плане профессионального развития россиян. Но, помнится, прошло всего лишь несколько месяцев, и из тех же уст мы услышали совсем иные пассажи. Напомнив всем нам о том, что установленная законом норма, в соответствии с которой на 10 тысяч населения должно быть не более 170 бюджетных мест, г-н Фурсенко доложил общественности, что в настоящее время эта норма превышена, а посему количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться. И сокращение это, по его мнению, связано с демографическим спадом, который наблюдался в последние годы в России, и с учетом того, что число выпускников школ, а значит и абитуриентов с каждым годом становится все меньше, «оказывается, что идет рост бюджетных мест». Но разве может этот «возмутительный» факт оставить равнодушным человека, отвечающего за подготовку кадров для всей страны? Как видим, – не может, к сожалению! Хотя, думаю, что этой самой стране было бы вполне по силам взять на содержание не определённую квоту, а всех студентов, тем более, когда их с каждым годом становится всё меньше и меньше. И что особенно умиляет, так это то, что самое большое сокращение бесплатных мест планируется по таким предметам, как экономика и управление, а также по гуманитарным наукам: первые сокращаются на 8,4%, а вторые – на 7,7%. Объясняя эту интересную «задумку», г-н Фурсенко сообщил, что сокращение бюджетных мест проводилось с учетом того, каким прогнозируется рынок труда через пять лет. Отсюда делаем вывод, что уже через пять лет спроса на экономистов не будет, так как не будет, видимо, и самой экономики. Зато будут продавцы и покупатели, так как «рынок труда», о котором говорит Фурсенко, это, скорее всего, собирательный образ всех российских рынков и прочих торговых точек, где люди и будут разделены на два указанных сословия. Что же касается гуманитариев, то, похоже, и их решено извести, ибо не бог весть как, но тормозят они темпы дебилизации молодого поколения, что, наверное, не совсем устраивает чиновников от образования. А ведь в то время, когда нас всех приучают к мысли о том, что сегодня мы за всё должны платить, – в мире, по утверждению президента Всероссийского фонда образования, доктора педагогических наук Сергея Комкова, существуют совсем иные тенденции.
Сергей Комков: Я думаю, что любые попытки перевода образования на коммерческую основу порочны изначально: сегодня мы будем говорить о предоставлении отдельных услуг, а завтра это станет системой. Поэтому движение «Образование для всех», которое я представляю, будет делать все, чтобы обеспечить доступность образования для всех и возможность получения качественного образования всеми гражданами России, независимо от толщины кошелька. Образование во многих странах мира является, преимущественно, бюджетной сферой. Более того, правительство всех ведущих стран считает вложения в образование чрезвычайно выгодными инвестициями, поскольку на один доллар, вложенный в эту сферу, за десять лет государство в среднем получает прибыль в семь долларов, то есть это 700 процентов отдачи! Для сравнения – при работе на банковских ресурсах максимальная банковская ставка сегодня не превышает 7%, так что можете посчитать, сколько можно заработать за десять лет, вкладывая средства в образование.
Николай Холявченко: Фурсенко говорит, что у нас стало в два раза больше студентов, чем было в СССР, поэтому сегодня государство не может обеспечить достойное образование за свой счет всем желающим. Кстати, он также утверждает, что требуется ответственность и со стороны тех, кто поступает в вузы: если мол, ты надумал учиться в вузе, то у тебя под матрасом должно быть соответствующее количество «дензнаков».
Сергей Комков: Это лукавство чистейшей воды. Фурсенко вообще не владеет ситуацией в системе образования, он не знает элементарных цифр. Например, если его сейчас спросить, какое количество школ в России, он с ходу никогда на этот вопрос не ответит. Вот я не министр, но знаю, что в России 64.699 школ. Причём, 37 процентов из них вообще не пригодно для проведения занятий. Поэтому, о какой коммерциализации образования можно говорить сегодня?! О ней может говорить лишь человек, плохо знающий ту сферу, в которой работает.
Может быть, именно поэтому г-ну Фурсенко в российском образовательном сообществе присвоили вторую фамилию – «Невкурсенко», ибо достаточно часто свои ответы на обращенные к нему вопросы он начинает словами: «Я не в курсе». И как знать, не придется ли нам опять, после его очередного выступления, вспоминать песенку Герцога из бессмертной оперы Джузеппе Верди «Риголетто».