КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
В Москве прошла акция в поддержку русскоязычных крымчан. Активисты молодежного движения «Местные» провели в воскресенье в Москве митинг и шествие в поддержку русскоязычных жителей Крыма в их борьбе за свои культурные и политические права. «Мы собрались сегодня здесь для того, чтобы поддержать русских жителей Крыма в борьбе за свои права против «оранжевых» властей», – заявил на митинге лидер движения Сергей Фадеев. По его словам, «русских жителей, в том числе пенсионеров, заставляют во всех официальных учреждениях разговаривать на украинском языке, а их детей пытаются учить ненастоящей истории». В акции, которая была санкционирована столичными властями и проходила около гостиницы «Украина», принимали участие более 2000 человек.
О сложившейся в Крыму ситуации наш обозреватель Николай Холявченко беседует с заместителем председателя Конгресса русских общин Крыма Вадимом Мордашовым.
Николай Холявченко: Вадим Константинович, нас очень интересует положение наших соотечественников в Крыму. Потому что ходят слухи, да и в некоторых СМИ иногда появляется информация – и о давлении на них, и о вытеснении русского языка с полуострова
Вадим Мордашов: Давление на русский язык, действительно, есть. И об этом материалов у нас много. В частности, делопроизводство и переписка должны обязательно вестись на мове, от работников также требуется знание мовы. Чиновники в Крыму, в основном, не из местных, а направляются из Киева…
Николай Холявченко: Хотя Крым – автономная республика, которая и создавалась с целью не так плотно зависеть от Киева.
Вадим Мордашов: Да, она создавалась, чтобы защитить права и язык русскоязычного населения. Но всё пошло по-другому. Если в первой Конституции Крыма основными были названы три языка: русский, татарский и украинский, то теперь только один – украинский.
Николай Холявченко: Хотя в Крыму преобладает русскоязычное население.
Вадим Мордашов: 90 процентов населения – русскоязычное. Сейчас ведь в паспорте нет графы «Национальность», но национальность ощущается (или определяется) по тому, на каком языке ты говоришь. 90 процентов населения Крыма говорят на русском языке и считают себя русскими. У меня жена – украинка. Ну и что? Она украинский язык понимает, но говорит по-русски. Это, наверное, и определяет – какой язык для неё является родным. У меня, например, мать латышка, я родился в Лиепая. Ну и что? Я вырос здесь, я привык к чисто русскоязычной среде. Поэтому всё остальное, всё, что происходит сейчас в Крыму с русским языком – это насилие, это отстранение от управления государством людей грамотных, людей, которые говорят на русском языке.
Николай Холявченко: Ладно бы мы с вами обсуждали подобную ситуацию, складывающуюся, скажем, в Латвии. В Прибалтике отношение к русскоязычному населению было издавна не очень приветливым. Просто Советский Союз всё это как-то скреплял и уравновешивал. Но ведь украинцы – наши братья, они славяне, как и мы, и наблюдать такой же поворот, как в Латвии, – это уже как-то страшновато.
Вадим Мордашов: Хуже ещё вот что: Латвия, к примеру, не претендуют на историю, а Украина не просто претендует на неё – она её «перелопачивает». Теперь в украинских учебниках пишется, что Киевская Русь – это Украина, что Князь Владимир, крестивший Русь, – это украинский князь. Сказали бы ему сейчас такое, и он наверняка бы ничего не понял, так как точно знал, что он – РУСИЧ. Мало того, пишут, что Москва присвоила себе историю Украины!?
Николай Холявченко: Хотя никакой Украины тогда и в помине не было…
Вадим Мордашов: Украина как географическое понятие появилась в 16-17 веке. Вначале это была окраина империи Габсбургов, потом это была окраина Речи Посполитой, затем она стала окраиной России – Малороссией. Но государства такого никогда до ХХ века в природе не существовало. Это вновь родившееся государство. Вот Латвия была, Польша была, Болгария была, а Украины не было.
Есть постановление Верховного Совета России о том, что Россия – Российская Федерация – это есть правопреемник Руси, Российского государства, СССР. Причем, первая столица Руси была не в Киеве, а в Ладоге, Новгороде, потом она перешла в Киев, потом в Москву, потом в Санкт-Петербург, а потом обратно в Москву. На этом промежутке времени и на этой территории такого государства, как Украина (как субъекта международного права), никогда не существовало. Была, например, Запорожская Сечь, была Малороссия, а Украины – не было. Есть непрерывность государства Российского (с входившей в его состав территорией, которую сегодня занимает Украина), и это государство всегда являлось и является субъектом международного права. Украина же, если не считать полугодичного периода самостоятельного существования при Петлюре, впервые как государство появилась в конце XX века.
Николай Холявченко: Когда развернулся «парад суверенитетов».
Вадим Мордашов: Да – в процессе распада СССР. Какое же право имеют украинские власти давить на коренное русскоязычное население?!