Начался восьмой раунд Женевских консультаций по вопросам безопасности и стабильности на Кавказе

11.11.2009 14:04

ИНТЕРФАКС: Восьмой раунд Женевских консультаций по вопросам безопасности и стабильности на Кавказе состоится в среду.
Это  будут  первые  консультации  после  того,  как был опубликован доклад международной   комиссии,   которую   возглавляла   посол   Хайди Тальявини,  по  расследованию  причин  событий на Кавказе в августе 2008 года.
В консультациях  участвуют  представители  грузинской,  абхазской и югоосетинской сторон, ООН, Евросоюза, России и США.
Неофициальные  контакты  между  участниками  дискуссий начались уже накануне.
Российскую  делегацию,  как  и раньше, возглавляет статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.
"Дискуссия  ожидается  сложной,  потому  что  грузины, югоосетины и абхазы находятся  на диаметрально противоположных позициях. Понятно, что это будет эмоциональный   обмен,   но   договариваться   надо.   Без гарантированных и международно обязывающих положений о неприменении силы невозможно обеспечить долгосрочной безопасности. Над этим мы и продолжим работу на  предстоящей  встрече",  —  заявил  Г.Карасин  "Интерфаксу"  в Брюсселе перед поездкой в Женеву.
"Главное  принципиальное  расхождение  в  том,  что  одни участники признают  существование независимых государств — Абхазии и Южной Осетии, прежде всего  сами абхазы и югоосетины, а также Россия. Другие — Грузия, США и большинство  государств  представленного  там ЕС — не признают", — отметил замминистра.
По  его  словам,  "этот  принципиальный барьер не дает продвинуться далеко в  стабилизации  положения  на  Южном Кавказе и строительстве там новых отношений".
"Вывести  за  скобки это противоречие сложно, потому что грузинское руководство  по-прежнему  держится  воинственного  курса  на воссоздание территориальной   целостности,   которая   была  утрачена  в  результате преступной,  нелепой  политической линии нынешнего президента Грузии", — сказал Г.Карасин.
Он отметил, что, несмотря на трудную атмосферу Женевских дискуссий, есть продвижение по некоторым вопросам. Например, создание механизмов по предотвращению  и реагированию на инциденты, в которых принимают участие соответствующие стороны,   российские   военные,   наблюдатели   ЕС, представители международных организаций.
"Механизмы работают, хотя и не без проблем, в целом "горячая линия" существует,  стало  легче  разрешать  инциденты, если они происходят", — отметил замминистра.
Он  напомнил  о  недавнем  задержании  в  Южной Осетии 16 грузин за вырубку  леса.  После  разбирательства  их отпустили, то есть "ключики к нормальным  цивилизованным методам выхода из трудных ситуаций становятся уже наработанными", считает Г.Карасин.
На  консультациях  будет  продолжена  начатая  работа над основными элементами будущего соглашения между Грузией, Южной Осетией и Абхазией о неприменении силы.
Российская  сторона  ставит  перед собой задачу "сделать все, чтобы народы Абхазии  и  Южной  Осетии  жили  спокойно,  чтобы  им не угрожали вооруженное  вторжение,  информационные и прочие агрессивные действия со стороны Тбилиси", — сказал замглавы МИД.
Кроме того, в повестке дня дискуссии в среду будет обзор ситуации и разбор крупных  происшествий  за период после предыдущей встречи. Это не только инциденты,   но  и  такие  события,  как  налаживание  регулярных контактов  сторон в рамках механизмов предупреждения, а также публикация доклада   комиссии  Хайди  Тальявини,  который,  по  словам  Г.Карасина, характеризует причины и виновников происшедшего в августе 2008 года
Глава международной независимой комиссии Евросоюза по расследованию обстоятельств  конфликта  в Грузии Х.Тальявини собирается передать Южной Осетии доклад  по  расследованию  причин  августовской  войны 2008 года, сообщил "Интерфаксу" полпред президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев.
Доклад  независимой комиссии ЕС о событиях августа прошлого года на Кавказе  был  обнародован  в конце сентября 2009 года. Главный его вывод заключается  в  том,  что  причиной возникновения вооруженного конфликта стал обстрел  Цхинвали грузинскими военными. Однако, по мнению комиссии, часть ответственности за события 2008 года лежит на России.
В частности,  в  докладе  говорится,  что "10 августа правительство Грузии в  одностороннем  порядке объявило о прекращении огня и намерении вывести  грузинские  войска  с  территории  Южной  Осетии.  Однако,  это заявление  о  прекращении  огня, не было поддержано другой стороной". По мнению наблюдателей,  в  данном  случае  "неуместно  и  наивно  было  бы ожидать,  что  Москва  или  кто-то  другой поверит каким-либо заявлениям президента  Грузии  Михаила Саакашвили, в особенности учитывая тот факт, что нападению  на  Цхинвали  предшествовало  его  заявление  7 августа о неприменении силы".
Кроме  того,  в  докладе  говорится  о целом ряде публикаций, в том числе якобы российского происхождения, указывающих на то, что российская сторона  осуществляла  обучение  и  предоставляла  военное  оборудование югоосетинским   и   абхазским   силам   до  конфликта  августа  2008  г. Осведомленные  источники  парируют:  "Будучи исключительно посредником и содействующей  стороной  в урегулировании грузино-осетинского и грузино- абхазского  конфликтов  до  августа  2008  г.,  Россия воздерживалась от поставок  оружия и военной техники в конфликтные регионы. Основная часть имевшихся  на  вооружении  югоосетинской  и  абхазской  армии вооружений представляла  собой  трофеи,  захваченные  у  грузинской  стороны в ходе военных действий 1991 — 1994 гг.".
Еще   одним  аспектом  в  докладе,  заслуживающим  контраргументов, является  положение,  в  котором, в частности, говорится: "Большая часть военных  действий  России  вышла  за  разумные  рамки  обороны.  Военные действия  России  вне  Южной  Осетии по существу проводились в нарушение международного  права. Российские ВС под прикрытием военной авиации и их элементов  черноморской флотилии проникли глубоко в Грузию, зайдя далеко за разумные пределы обороны".
Как   утверждают   те  же  осведомленные  источники,  такие  выводы сомнительны.  "В  современной  военной  концепции нет понятия "разумные" рамки обороны  или "непропорциональное" применение силы. Степень обороны определяется степенью нападения и, соответственно, угрозой жизням людей. Следует   подчеркнуть,   что   российская  сторона  применяла  силу  для подавления  исключительно  тех  позиций  на  территории  Грузии, которые использовались для нападения на Южную Осетию".
"Из  всех городов, перечисленных в докладе (Гори, Зугдиди, Сенаки и Поти), Сенаки,   расположенный  приблизительно  в  40  км  от  абхазской границы,  находится  на  самом  большом  расстоянии.  Поэтому,  в данном случае,   учитывая,  что  Грузия  не  такая  большая  страна,  неразумно употреблять такие слова, как "глубоко".
По  мнению  наблюдателей,  "более  важно, что в докладе не отражены причины   российского   "проникновения".   Грузинские  войска  в  панике отступали,  оставляя  за  собой  большое  количество  военной  техники и вооружения,  за  ними  бежали и местные власти, включая полицию, городов Гори и Сенаки.  Возникает вопрос: что бы сказали авторы доклада, если бы в данной  ситуации  российские  войска  бросили  на  произвол судьбы всю брошенную  грузинами военную технику? У каждой войны есть своя логика, и частью этой  логики  является  постулат,  что  войска, вступившие в бой, преследуют  врага  и  уничтожают  его ресурсы до достижения соглашения о прекращении огня".
Эксперты утверждают, что "позиция и НАТО, и ЕС по конфликту августа 2008 года   была   весьма   лицемерной:   они   настаивали  на  принципе территориальной  целостности  —  принципе,  который,  очевидно,  не  был применим  в  случае  с  Косово — и российском якобы "непропорциональном" ответе, невзирая на свои действия в том же Косово".

* * *

РИА НОВОСТИ: Одной из основных тем женевских дискуссий по безопасности в Закавказье станут планы силой вернуть Абхазию и Южную Осетию, которые, по данным Москвы и Цхинвали, вынашивает грузинское руководство. Как сообщил РИА Новости в понедельник статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин, возглавляющий российскую делегацию на консультациях, у России "есть тревожные факты" того, что Грузия не оставила намерений силой присоединить две республики. В то же время югоосетинская сторона планирует представить в среду в Женеве неопровержимые доказательства того, что Запад готовит Грузию к очередной агрессии против Южной Осетии. Югоосетинские представители также поднимут проблему некорректного толкования доклада комиссии Хайди Тальявини, в котором признается, что Грузия была агрессором в войне августа 2008 года, сообщил глава делегации из Цхинвали, полномочный представитель президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев.
По его мнению, женевские дискуссии должны проходить с учетом доклада комиссии, "где четко было заявлено, что Саакашвили — агрессор". Однако, сегодня, по словам Чочиева, "Запад, получив итоговый доклад, старается уходить от обсуждения данного факта (что Саакашвили агрессор)".
Главный тезис доклада комиссии по расследованию обстоятельств конфликта в Грузии заключается в том, что неоправданное военное нападение Грузии на Южную Осетию стало причиной войны на Кавказе в августе 2008 года. Доклад был опубликован 30 сентября. В свою очередь Карасин сообщил, что Россия в очередной раз инициирует обсуждение вопроса о заключении договора о неприменении силы между Грузией и Абхазией, а также Грузией и Южной Осетией.
Грузинская делегация планирует на дискуссиях поднять проблему задержанных Южной Осетией четверых грузинских подростков. По данным югоосетинской стороны, они были задержаны 4 ноября около 23.00 на территории Цхинвали сотрудниками МВД РЮО. У подростков были изъяты четыре гранаты и взрывчатые вещества. Тогда как МИД Грузии сообщал, что Ромелашвили Георгий и Сабадзе Алеко (1995 года рождения), Букучури Виктор (1993) и Хмиадашвили Леван (1992 года рождения) исчезли с территории, прилегающей к селу Тирдзниси, 4 ноября.
В то же время делегация Южной Осетии в очередной раз напомнит о югоосетинских гражданах, удерживаемых грузинскими спецслужбами. В частности, речь идет о трех осетинах — Хачирове, Хугаеве и Плиеве, похищенных 13 октября 2008 года с территории Южной Осетии.
Женевские консультации по вопросам стабильности и безопасности в Закавказье были созваны в октябре 2008 года после окончания войны, развязанной Грузией в августе 2008 года в Южной Осетии. Встречи представителей ЕС, ОБСЕ, ООН, России, США, Грузии, Абхазии и Южной Осетии направлены на скорейшую стабилизацию ситуации в регионе.
В сентябре прошел седьмой раунд консультаций. Единственным результатом предыдущих встреч стал документ, содержащий предложения по механизмам предупреждения и урегулирования инцидентов в Грузии, Абхазии и Южной Осетии.




© Народ Инфо, 2007-2008