Последние раскопки новгородских археологов позволяют выдвинуть новую гипотезу происхождения двух святынь РПЦ

25.08.2009 11:52

РИА НОВОСТИ:  Ученые выдвинули новую гипотезу происхождения двух новгородских святынь Русской православной церкви — чудотворной иконы Богородицы "Знамение" и драгоценного кратира (чаши для причастия), выполненного мастером Костой-Константином, передает корреспондент РИА Новости.
Оба этих шедевра были созданы в XII веке для древнейшего православного российского храма — Софийского кафедрального собора Новгородского кремля.
Создание иконы "Знамение", которая в настоящий момент находится в Софийском соборе, ранее связывалось с посадниками Мирошкой и Якуном, семьей князя Мстислава Ростиславовича.
Согласно вкладным записям, кратир, ныне хранящийся в Новгородском госмузее-заповеднике, был заказан для того же храма некими Петром и его женой Марьей.
По византийским традиции, бытовавшим и в Древней Руси, столь значимые для церковной общины вклады как кратир в XII веке мог делать лишь князь или лицо, по своему общественному положению близкое к княжескому.
Анализируя сами шедевры, а также тексты берестяных грамот с Троицкого раскопа и другие источники, сотрудник Новгородской археологической экспедиции, доктор филологических наук Алексей Гиппиус предположил, что икона и кратир могли быть созданы по заказу боярина с Прусской улицы Петра Михалковича, а также его жены Марьи.
"Именно эта фигура чрезвычайно интересного деятеля новгородской истории XII века вырисовывается из всей совокупности фактов", — сказал Гиппиус.
"Петр Михалкович, с которым мы отождествляем Петра Петрака, о котором упоминается в Троицких берестяных грамотах, был княжеским тестем, в 1156 году он выдал дочь Анастасию за князя Мстислава Юрьевича", — пояснил ученый.
В связи с этим княжеским браком и могло быть связано создание для Софийского собора иконы "Знамение", считает Гиппиус.
То же историческое лицо могло стать и заказчиком кратира Косты-Константина.




© Народ Инфо, 2007-2008