Россия заинтересована в скорейшем урегулировании карабахского конфликта

16.07.2009 17:28

РИА НОВОСТИ:  Россия заинтересована, чтобы в течение ближайшего года была поставлена точка в нагорно-карабахском конфликте, заявил в четверг генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Алексей Власов.
"Последние события дали ответ на вопрос, заинтересована ли Россия в том, чтобы сохранить карабахский конфликт в замороженном виде, а такие упреки раздавались неоднократно", — заявил он во время организованного РИА Новости телемоста Москва — Ереван, посвященного очередной встрече президентов Армении и Азербайджана в Москве, которая запланирована на 17 июля. Накануне трехсторонней встречи лидеров России, Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев проведут в Москве в пятницу двухстороннюю встречу. Предыдущая встреча азербайджанского и армянского лидеров, пятая по счету, состоялась 4 июня в Санкт-Петербурге.
По мнению Власова, сейчас для России необходимо показать, что она является эффективным модератором не только с точки зрения принуждения к миру, как это было во время событий в Южной Осетии, но, и "модератором, способным побудить к диалогу те стороны, которые уже на протяжении почти 20 лет находятся в состоянии конфликта".
"Это психологическая составляющая будет подталкивать Кремль к тому, чтобы в течение ближайшего года поставить точку в затянувшемся процессе нагорно-карабахского конфликта", — уверен эксперт.
Власов также сообщил, что до недавнего времени эксперты по нагорно-карабахскому урегулированию делились на две категории — одни утверждали, что ключ к решению конфликта лежит в Москве, Вашингтоне и Брюсселе, другие говорили, что в Буку и Ереване. "Теперь можно заявить о том, что равная ответственность за выход на новый уровень мирного урегулирования лежит всех участниках. Это очень важно, потому что совпадения интересов к тому чтобы подвижки в нагорно-карабахском урегулировании, наконец, произошли — это и есть главный базовый фундамент для того, чтобы по прошествии многих лет от слов перейти к делу. С моей точки зрения, есть реальная возможность для прорыва", — добавил он.
Однако, по его словам, до конца не ясно в какой степени Россия, США и ЕС готовы консолидировано выступать в качестве арбитров не используя двойные стандарты, не вставая на чью-либо — армянскую или азербайджанскую стороны.
Кроме того, по его словам, важно насколько общественное мнение в Баку и Ереване готово к тому, что любой процесс перехода от слов к делу, это вопрос компромисса и уступок.
"Где та граница уступок, на которую готовы пойти Азербайджан и Армения, а без этого урегулирование не будет переведено в фазу реальных дел? Если политические элиты к этому компромиссу готовы, то насколько молодежь и наиболее радикально настроенные силы и в Азербайджане и в Армении воспримут уже подписанные договоренности с пониманием. Есть ли общественный консенсус по поводу того, что нагорно-карабахский конфликт нужно решать?", — заключил он.
Президент России Дмитрий Медведев считает, что существуют неплохие шансы на урегулирование карабахской проблемы. Это может быть один из конфликтов, разрешение которого находится в наиболее продвинутой фазе, заявил Медведев журналистам на прошлой неделе. По его словам, президенты Армении и Азербайджана "неплохо друг друга слышат и понимают". Сопредседателя Минской группы ОБСЕ надеются на достижение соглашения по урегулированию карабахского конфликта в начале 2010 года. Американский сопредседатель Метью Брайза заявил в пятницу, что "переговоры сегодня идут на очень серьезном уровне".
В Кремле считают главным сблизить позиции двух сторон. По словам помощника президента РФ Сергея Приходько, позитивный импульс этому процессу придаст принятое 10 июля на саммите "восьмерки" в Италии совместное заявление президентов России, США и Франции по нагорно-карабахскому конфликту.
Согласно документу, эти три страны представят Баку и Еревану обновленный вариант последних предложений по Нагорному Карабаху. Дмитрий Медведев, Барак Обама и Николя Саркози подтвердили обязательство "оказать поддержку руководителям Азербайджана и Армении в завершении согласования ими основных принципов урегулирования нагорно-карабахского конфликта". Среди этих принципов, в частности, определение статуса Карабаха путем свободного волеизъявления, обеспечение сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией, предоставление гарантий безопасности, вывод войск с контролируемых территорий. Начало карабахскому конфликту было положено в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами
Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) с центром в Степанакерте заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах бывшей НКАО и соседних армянонаселённых районов Азербайджана. Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.
Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран, продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии.
В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — над семью прилегающими к нему районами. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как непризнанная НКР не является стороной переговоров.




© Народ Инфо, 2007-2008