На Украине реанимируют «дело о голодоморе»
27.05.2009 07:43
РИА НОВОСТИ: Дело о "голодоморе", возбужденное Службой безопасности Украины, противоречит украинскому Уголовно-процессуальному кодексу, который не предусматривает возможности возбуждать дела в отношении умерших лиц, подозреваемых в совершении того или иного преступления, считает профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО (У) МИД РФ Александр Гриненко. Двадцать второго мая Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила уголовное дело по факту совершения геноцида на Украине в 1932-1933 годах. Виновным в совершении геноцида назван большевистский режим.
Голод 1932-1933 годов охватил основные зерновые районы СССР — Украину, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье, значительную часть Центрально-Черноземной области, Казахстан, Западную Сибирь, Южный Урал. От голода пострадало все многонациональное население охваченных бедствием районов. Однако официальный Киев считает, что голод был геноцидом именно украинского народа, и называет события тех лет "голодомором". Такая позиция Украины вызывает категорическое несогласие России. "Согласно статье 5 УПК Украины, уголовные дела не могут быть возбуждены в связи со смертью обвиняемого или подозреваемого за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего", — сказал Гриненко в интервью РИА Новости.
По его словам, аналогичные нормы содержатся в статье 24 УПК РФ. "Общепризнанно, что имеются ввиду умершие подозреваемые. Так, на Украине уже предпринимались попытки судить посмертно Сталина и Берию, но ничего не получилось, поскольку ни украинское, ни российское законодательство не предусматривает возможности заводить уголовные дела на умерших", сказал Гриненко. По словам историка МГУ им М.В. Ломоносова Алексея Власова, факт геноцида именно украинского народа недоказуем, поскольку голодом были охвачены также другие регионы бывшего СССР, то есть отсутствует такой квалифицирующий признак геноцида, как истребление по этническому критерию. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо определить мотивы руководства СССР, а документов для этого нет. "Это политический заказ, для специалистов это очевидно", — отметил Власов.
По его словам, в данном случае имеется лишь попытка интерпретации официальным Киевом факта голода 30-х годов, подтвержденного документально.
"Факт, который можно интерпретировать по-разному не является аксиомой — это теория, которая является предметом научных дискуссий, но никак не предметом, который может рассматриваться в суде, а тем более стать предметом разработки спецслужб", — заключил Власов.