Сергей Лавров высказался по важнейшим международным вопросам

09.04.2009 17:09

РИА НОВОСТИ: Россия не собирается указывать странам на постсоветском пространстве, кого им выбирать в союзники, и никакой скрытой повестки для переговоров по этому вопросу не может быть.
"Недопустимо пытаться ставить их (страны постсоветского пространства) перед ложным выбором — либо вы с нами, либо вы против нас, иначе все это приведет к целой борьбе за сферы влияния, которую пытаются приписать российской внешней политике. Мы не занимаемся этим. Мы занимаемся развитием равных взаимовыгодных отношений со всеми", — сказал в четверг министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Этот и другие важнейшие международные вопросы глава российского внешнеполитического ведомства разъяснял в четверг в интервью РИА Новости, телеканалу Russia Today и радиостанции "Голос России".
СИТУАЦИЯ В МОЛДАВИИ
В ходе интервью возник вопрос о беспорядках в Молдавии после парламентских выборов и о том, не повлияют ли они на переговоры о приднестровском урегулировании.
"То, что произошло, однозначно направленно на ухудшение условий для достижения договоренности", — сказал Лавров.
"Приднестровцы давно и справедливо ставили вопрос о том, что они готовы жить в едином государстве Молдова, но если это государство утратит свою идентичность, приднестровцы будут сами решать, что им делать", — отметил министр.
По итогам воскресных выборов в парламент оппозиция Молдавии организовала акции протеста против правящей коммунистической партии, которая набрала более 50% голосов. Протесты во вторник переросли в массовые беспорядки в Кишиневе. Были разгромлены здания парламента и резиденция президента, свыше 270 человек получили ранения.
На акции оппозиции многие демонстранты пришли с румынскими флагами и требовали присоединения Молдавии к Румынии. Кроме того, участники погромов в резиденции президента водрузили румынский флаг над входом в здание.
После распада СССР именно заявления радикалов в Кишиневе о возможности присоединения Молдавии к Румынии стали причиной того, что несколько расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской Молдавской Республики.
Лавров надеется, что Евросоюз и Румыния предпримут усилия для того, чтобы румынские флаги не использовались для подрыва молдавской государственности, как это происходит сейчас в Кишиневе.
"Лозунги и флаги, которые вчера-позавчера развевались и провозглашались в Кишиневе, нас очень сильно встревожили — они однозначно показывали, что демонстранты, а на самом деле погромщики, были одержимы идеей разрушения молдавской государственности", — сказал министр.
По его словам, Россия привлекла к этому внимание Евросоюза. "Нас заверили, что воспринимают ситуацию с полной серьезностью, и мы надеемся, что ЕС и румынское руководство, которое публично осудило насилие, предпримет действия к тому, чтобы румынские флаги, румынские лозунги не использовались как прикрытие для подрыва молдавской государственности", — сообщил Лавров. Он обратил внимание на то, что у Молдавии до сих пор нет договора о границе с Румынией.
"Это хорошо известная тема в Евросоюзе, и, наверное, в интересах Евросоюза следовать тем правилам, которые в ЕС установлены и заключаются в необходимости убедиться, что у страны-члена отсутствуют проблемы, в частности, которые решаются подписанием договора о границе", — сказал глава МИД РФ. Вместе с тем он не видит аналогий между ситуацией в Молдавии и так называемыми цветными революциями.
"В Молдавии никто (из международных организаций) не оспаривал итоги выборов. И ОБСЕ, и Европарламент, и наблюдатели всех международных организаций признали, что выборы были демократическими, прошли организованно, в соответствии со стандартами, принятыми международным сообществом", — сказал Лавров.
"Жанр "цветной" революции не может быть поддержан как способ для достижения поставленных целей, поскольку используются неправомерные средства", — отметил глава МИД РФ.
ПЕРЕЗАГРУЗКА ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И США
Первая встреча в Лондоне 1 апреля между президентами России и США Барака Обамы и Дмитрия Медведева положили начало новой культуре диалога между двумя странами, считает глава российского внешнеполитического ведомства.
"Она однозначно позволяет говорить о возникновении новой атмосферы в российско-американских отношениях, о возникновении новой культуры диалога, культуры взаимоуважительной, культуры, которая предполагает, что стороны будут стараться не только слушать, но и слышать друг друга", — сказал Лавров. Отмечая стремление сторон сконцентрироваться на необходимости добиваться практических дел, министр предупредил, что хотя термин "перезагрузка" сейчас у всех на слуху, ему бы хотелось, чтобы "термины и лозунги не подменяли существа отношений". Касаясь российско-американских отношений при администрации Джорджа Буша, Лавров сказал, что хотя "накоплено немало позитива, главная беда заключалась в том, что слово расходилось с делом".
"Слова были правильные по большей части, но потом эти слова, даже оформленные в виде договоренностей, как правило, не выполнялись", — сказал глава МИД РФ.
Он отметил, что с США Россия взаимодействует по всем международным проблемам. "Это все вопросы: это и Афганистан, и ситуация вокруг иранской ядерной программы, ядерная проблема Корейского полуострова — это все те вопросы, по которым мы с американцами взаимодействуем. Безусловно, в нашем диалоге присутствует такая тема, как постсоветское пространство", — отметил Лавров.
Речь, по его словам, идет о том, чтобы "не иметь никаких скрытых повесток дня и, отстаивая свои интересы, учитывать интересы всех других расположенных на этом пространстве государств".
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ ВООРУЖЕНИЯ (СНВ)
Лавров среди приоритетов российско-американских отношений назвал необходимость заключения нового соглашения на смену договора об СНВ, срок действия которого истекает в декабре 2009 года.
Глава российского МИД отметил, что президенты РФ и США Дмитрий Медведев и Барак Обама в ходе встречи в Лондоне "подтвердили необходимость сделать все, чтобы до конца этого года выработать новую договоренность на смену истекающему Договору о стратегических наступательных вооружениях".
"Оба президента согласились с необходимостью сокращать стратегические наступательные вооружения. Нас это устраивает, поскольку предыдущая администрация готова была вести речь о сокращении стратегических ядерных вооружений", — отметил Лавров. При этом он пояснил, что администрация Буша говорила о сокращении неядерных вооружений, над которыми в США ведется достаточно предметная и продвинутая работа и которые могут привести к ситуации, когда ядерное оружие будет сокращаться, однако его сокращения будут компенсированы не менее эффективными неядерными вооружениями.
Лавров с удовлетворением отметил, что на днях помощник госсекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями Роуз Готтемюллер, которая до недавнего времени возглавляла отделение Фонда Карнеги в Москве, публично сказала, что США понимают российскую озабоченность в том, что касается стратегических носителей в неядерном оснащении.
Новое соглашение, по мнению российской стороны, должно ограничивать не только боезаряды, но и стратегические средства их доставки, а также исключить возможность размещения наземных стратегических наступательных вооружений России и США за пределами их территорий.
Нынешний договор обязывал сократить СНВ с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до 6 тысяч.
В 1993 году Россия и США подписали Договор СНВ-2, предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок. Но в 2002 году Российская Федерация вышла из него в ответ на отказ США от Договора 1972 года, который запрещал создание противоракетных систем.
Потом было подписано двустороннее соглашение о сокращении к 31 декабря 2012 года стратегических наступательных потенциалов СССР и США до 1700-2200 ядерных боезарядов. Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на встрече в Лондоне 1 апреля поручили переговорщикам незамедлительно начать переговоры по новому документу по СНВ и доложить результаты к июлю.
Новый документ по СНВ должен зафиксировать уровни их сокращения ниже, чем в Московском договоре 2002 года.
ОБЫЧНЫЕ ВООРУЖЕНИЯ В ЕВРОПЕ
Россия рассчитывает, что новая администрация США пересмотрит позицию по Договору о сокращении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ) и проблема адаптации его к новым условиям будет решена, заявил глава МИД РФ.
"Мы заинтересованы в том, чтобы тупик, в котором ДОВСЕ оказался из-за отказа стран НАТО адаптировать соглашение о его адаптации, был преодолен, но для это требуются не только двусторонние усилия, но и диалог с участием всех стран", — сказал министр.
"Мы к этому готовы и рассчитываем, что новая администрация США проведет обзор этой политики и вместе с европейцами мы сможем искать развязки, которые отвечали бы интересам безопасности всех стран", — отметил Лавров.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже в 1990 году. Обновленный вариант ДОВСЕ — в 1999 году на саммите в Стамбуле Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Адаптированный ДОВСЕ должен быть открыт для присоединения любого европейского государства-участника ОБСЕ. Однако ратифицировали адаптированный договор только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от ратификации, требуя вывода российских войск по Стамбульским договоренностям, которые были подписаны вместе с Соглашением об адаптации ДОВСЕ. Из-за этого страны НАТО также блокировали процесс вступления в силу адаптированного договора. С приемом в НАТО ряда восточноевропейских государств утратил смысл основной принцип договора, касающийся необходимости обеспечения баланса сил. Договор поддерживается только благодаря обмену информацией и инспекциям.
Президент России Владимир Путин в июле 2007 года подписал указ о приостановлении Россией действия ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров "до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ".
Москва пояснила, что присоединившиеся в недавнее время к НАТО страны уклоняются от оформления изменений в составе групп государств-участников ДОВСЕ. В результате расширения альянса превышены "групповые ограничения ДОВСЕ", а планы размещения на территории Болгарии и Румынии обычных вооружений США "негативно воздействуют" на соблюдение групповых ограничений ДОВСЕ. Россия отмечает также невыполнение рядом стран-участниц договора политических обязательств об ускоренной ратификации адаптированного ДОВСЕ.
ИРАНСКАЯ ПРОБЛЕМА
Хотя свидетельств о военном характере иранской ядерной программы у международного сообщества нет, Иран должен убедить "шестерку" международных посредников (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия) в ее мирном характере, поскольку сомнения у Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) сохраняются.
"От Ирана требуется убедить всех нас в исключительно мирном характере его ядерной программы", — сказал Лавров. "Нет никаких свидетельств того, что у этой программы есть военное измерение. Но у ряда стран и у МАГАТЭ есть вопросы, которые Ирану необходимо прояснить", — отметил министр.
Высказавшись за начало переговоров на эту тему, Лавров напомнил, что накануне в Лондоне заместители министров иностранных дел "шестерки" подтвердили эту позицию. "Причем важным новым моментом в этой ситуации явилась готовность США к развитию политики, которую провозгласил президент Обама — полностью включиться в переговоры, как только они начнутся", — заявил глава МИД РФ.
Вместе с тем, как сообщалось ранее, Обама 12 марта объявил об очередном продлении сроком на один год односторонних экономических санкций против Ирана, мотивируя это тем, что действия и политика ИРИ по-прежнему представляют "чрезвычайную опасность национальной безопасности, внешней политике и экономике США". Санкции были введены в 1995 году и запрещают американским компаниям осуществлять практически весь спектр финансовых и экономических операций с Ираном, включая нефтяную и газовую сферы.
ИРАК
Российская оценка ситуации в Ираке сводится к тому, что обстановка там заметно стабилизировалась при правительстве Нури аль-Малики, и теперь необходимо поддерживать усилия для укрепления этой стабильности, считает Лавров.
"За последнее время в Ираке произошли некоторые перемены в направлении стабилизации обстановки, и здесь очень полезную роль играет правительство премьер-министра аль-Малики, который сегодня, 9 апреля, прибывает в Российскую Федерацию с визитом. Он не только провозгласил политику национального примирения, но и, в отличие от своих предшественников, стал на практике ее реализовывать", — сказал Лавров.
"Мы активно поддерживаем иракских коллег в урегулировании проблем в Ираке. Мы не заинтересованы в том, чтобы в Ираке была нестабильность, и мы не заинтересованы в том, чтобы кто-то пытался нарушать суверенитет и территориальную целостность Ирака. Считаем важным поддерживать все усилия в направлении укрепления иракской государственности", — сказал министр. Говоря о вкладе России в иракское урегулирование, Лавров отметил, что российские компании работают над восстановлением энергетической и другой инфраструктуры в Ираке. "Они работали там в самые неспокойные периоды и продолжают это делать", — отметил министр.
Военная операция США и их союзников против Ирака началась в марте 2003 года. Формальным поводом к началу операции послужили до сих пор не получившие независимого подтверждения заявления американского руководства о наличии у Ирака оружия массового поражения.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК И МОСКВА
Сроки проведения давно уже планируемой Московской конференции по Ближнему Востоку будут определены в ходе консультаций, которые проводит Россия с ее основными участниками, сообщил Лавров.
"Сроки мы будем определять, прежде всего, в консультациях с палестинцами и израильтянами как основными действующими лицами", — сказал он, отметив, что консультации ведутся также с Сирией и Ливаном, урегулирование отношений которых с Израилем является частью ближневосточного мирного процесса. "Есть необходимость подкрепить позицию мирового сообщества в ходе Московской конференции в том, что окончательное урегулирование может быть только всеобъемлющим, и помимо палестинского трека есть сирийский и ливанский трек, и это важно зафиксировать", — сказал глава российского МИД. Он добавил, что со стороны Израиля, в частности, Россия наблюдает готовность к участию в конференции.
Лавров отметил, что процесс палестино-израильского урегулирования должен начинаться "не с чистого листа, а с учетом тех договоренностей и пониманий, которые были достигнуты к настоящему моменту".
"Мы не хотим, чтобы те переговоры, которые продолжались несколько месяцев между Махмудом Аббасом и предыдущим премьером Израиля Эхудом Ольмертом и в ходе которых были нащупаны многие направления дальнейшей, более конкретной, работы, чтобы все это ушло в песок", — отметил российский министр.
Лавров напомнил, что все члены "квартета" международных посредников по ближневосточному урегулированию (США, Россия, ООН, ЕС) выступают за скорейшее проведение московской встречи. Московская конференция по Ближнему Востоку — созываемая по инициативе России крупная встреча в рамках усилий международного сообщества по урегулированию на Ближнем Востоке, посвященная, в частности, поиску решений палестино-израильского конфликта (суть которого в итоге сводится к созданию независимого Палестинского государства, сосуществующего мирно с Израилем), как основного трека ближневосточного мирного процесса.
Московской конференции предшествовала созванная США столь же крупная конференция в Аннаполисе, которая прошла 27 ноября 2007 года. По оценкам многих экспертов и аналитиков, эта конференция провалилась, так как не дала конкретных результатов, кроме объявленного Израилем и палестинцами намерения к началу 2009 года выработать всеобъемлющее мирное соглашение, которое предусматривало бы создание, наконец, Палестинского государства. Соглашение это достигнуто не было. До конференции в Аннаполисе состоялся еще ряд международных встреч, по итогам которых выдвигались различные инициативы, нацеленные на урегулирование ближневосточного конфликта.
АФГАНИСТАН
Россия призывает подключать соседей Афганистана не только к реализации, но и к выработке политики по нормализации социально-экономической жизни в этом государстве, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Это — необходимость существенно усилить роль регионального фактора в процессах урегулирования, то есть не только подключение соседей Афганистана к реализации той или иной политики, но и к участию в выработке самой политики", — сказал он.
По мнению Лаврова, применения одной силы в Афганистане не достаточно для нормализации там обстановки.
"Нормальное развитие страны, возможность сконцентрироваться на решении социально-экономических проблем будет зависеть от того, насколько будет найдет баланс между центральной властью и властями в провинциях. Мы считаем крайне важным, чтобы все эти процессы были организованы так, чтобы ни одна этническая группа не чувствовала себя уязвленной и получила право быть представленной в той или иной ветви власти ", — подчеркнул Лавров.
Министр напомнил, что в Афганистане приближаются президентские и парламентские выборы. Россия, как сказал министр, поддерживает работу Международных сил содействия безопасности по мандату ООН, предоставляет транзит для транспортировки грузов невоенного характера для тех стран, которые участвуют в операциях под командованием НАТО.




© Народ Инфо, 2007-2008