Росархив: Утверждения об этническом и антиукраинском характере голода 1930-х годов — абсолютно голословны
17.11.2008 23:35
ИНТЕРФАКС: Не существует ни одного документа, подтверждающего концепцию властей Украины о голодоморе как геноциде народа этой страны в 30-е годы ХХ века, заявил глава Росархива Владимир Козлов.
"Мало сказать, что не обнаружен ни один документ, утверждающий концепцию "голодомора-геноцида" на Украине, или хотя бы намек в документах на этнические мотивы случившегося, в том числе на Украине", — сказал В.Козлов на конференции "Голод в СССР" в Москве в понедельник.
По его словам, в архивах бывшего СССР сохранились миллионы документов, отразивших голод в стране в 30-е годы, в том числе документы, в которых органы НКВД ежедневно фиксировали те события.
После 1991 года, отметил В.Козлов, российские историки и архивисты, изучая проблему голода в СССР, сосредоточились на документальном освещении прежде всего истории коллективизации в стране, на изучении репрессивных механизмов советской власти, а также на политических процессах 20-30-х годов.
Были изучены не только архивы России, но и Казахстана, Белоруссии. Российские историки обращались не только к федеральным и ведомственным архивам федерального уровня, в том числе архивам ФСБ, но и региональным архивам, вплоть до документов ЗАГСов.
"В настоящее время в распоряжении российского коллектива находятся копии нескольких тысяч основополагающих документов о голоде, охватывающих своей проблематикой все республики бывшего СССР", — сказал В.Козлов.
Он подчеркнул, что абсолютно весь массив документов свидетельствует о том, что "главным врагом советской власти в то время был враг не по этническому признаку, а по классовому".
Главным врагом тогда считался кулак, а также бедняки, сопротивляющиеся продразверстке. Он подчеркнул, что голод в СССР — это трагедия и Украины, и Белоруссии, и Казахстана, и России, и других республик бывшего Союза.
Он уверен, что не стоит упрощать историю голода в СССР, "сводя его пусть даже в отдельном регионе к уничтожению какого-либо народа".
"Российским историкам и архивистам скрывать нечего. Все документы открыты. И мы предлагаем, прежде чем уважаемые международные и национальные государственные структуры захотят высказаться политическими оценками о "голодоморе-геноциде" на Украине, не спешить с этими оценками", — заключил глава Росархива.