Навязчивый проект Лужкова "поворота северных рек" опять беспокоит ученых
30.10.2008 15:38
РИА НОВОСТИ: Реанимированный мэром Москвы Юрием Лужковым проект переброски части стока северных рек в засушливые регионы, помимо гигантских неоправданных затрат, приведет к заболачиванию огромных территорий в России, считает член-корреспондент РАН, глава Центра экологической политики России Алексей Яблоков.
"Огромное количество воды будет просачиваться в грунт, пока будет идти по каналу. Если делать канал облицованный бетоном, так он будет "золотым", а если не делать облицовку, так он заболотит огромные территории России, прежде чем дойдет куда-то", — сказал Яблоков в интервью РИА Новости.
В четверг столичный градоначальник представил свою книгу "Вода и мир", в которой предлагает использовать воды северных рек для орошения обезвоженной земли нескольких областей России и стран Средней Азии. Автор вновь обратился к проекту строительства водного тракта Сибирь — Центральная Азия, который был свернут в конце 80-х годов из-за нецелесообразности. Лужков считает, что к проекту нужно вернуться, но "на новой технологической, экономической и политической основе".
Яблоков также выразил удивлением тем, что "такой крупный политический деятель, безумно занятый, находит время для того, чтобы писать книжки по частным техническим проблемам, по которым он не является специалистом".
"Это свидетельствует о том, что эта проблема для него необычно важна. Почему — это можно только гадать", — сказал Яблоков.
Он отметил, что вся аргументация, на которую опирается Лужков, в советское время была опровергнута "десятками очень крупных специалистов и научных коллективов", и с того времени мало что изменилось.
"Изменилось одно — у Москвы есть два проходческих комбайна, купленных в Германии, которыми проходили Лефортовский тоннель. Злые языки говорят, что поскольку Лефортовский тоннель пройден, комбайны в хорошем состоянии, в голову кому-то из окружения Лужкова пришла идея, что воду можно не поднимать, а сделать дырки в земле, пройти 10-15-20 километров комбайнами, тогда экономические показатели этого проекта улучшаются", — сказал Яблоков.
"Может быть, так оно есть, хотя тоже надо смотреть, куда вода денется, какая облицовка канала. Думаю, что это тоже будет стоить миллиарды и миллиарды. Это техническое решение все равно абсолютно недостаточно, чтобы оправдать проект с экономической точки зрения", — считает специалист.
По его мнению, есть гораздо более эффективные проекты, которыми надо заниматься, исходя из интересов России на дальнюю перспективу. В частности, Яблоков назвал проект развития органического сельского хозяйства, геотермальной энергетики: "Есть много проектов, которые принесут пользу для России с меньшими затратами, и они будут менее опасны экологически".
Он пояснил, что изъятие даже небольших объемов воды (проект поворота рек предполагает изъятие до 7% стока Оби) может привести к далеко идущим последствиям — распреснению Северного Ледовитого океана, температурным аномалиям во всей Западной Сибири.
Отметив, что на обложке книги Лужкова помещен послевоенный плакат с изображением Сталина над картой оросительных работ, Яблоков напомнил, что согласно сталинскому плану преобразования природы Аральское море должно было быть уничтожено, а на его месте должны были появиться рисовые поля.
"Катастрофа Арала — это не природная, это техногенная катастрофа. На картах 60-х годов на месте Аральского моря — рисовые поля", — сказал Яблоков.
В проекте "поворота рек", который был заморожен в советское время, предлагалась поэтапная переброска воды из Оби и Иртыша в Западно-Сибирский, Уральский, Среднеазиатский и Казахстанский экономические районы путем строительства канала протяженностью 2550 километров. Как пишет Лужков, разработчики просчитали, что для удовлетворения потребностей в воде достаточно было бы 5-7% среднегодового стока Оби. Они гарантировали, что с использованием этой воды окажется возможным орошать 4,5 миллиона гектаров земель.
В конце 2002 года Лужков предложил реанимировать проект переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию. Техническая сторона предложения столичного градоначальника сводилась к прокладке канала от Ханты-Мансийска в Казахстан и Среднюю Азию и использованию 6-7% общего объема вод реки Обь для продажи сельскохозяйственным и промышленным производителям России, Казахстана, Узбекистана и, возможно, Туркмении.
Тогда он высказывал мнение, которое и излагает в книге, что это проект позволит России не только "вовлечь дополнительно в оборот 1,5 миллиона гектаров высокопродуктивных земель, создать тысячи рабочих мест, загрузить сотни промышленных предприятий и научных учреждений, но и решать политические вопросы со среднеазиатскими государствами, делая этот огромный регион зоной конструктивной взаимовыгодной интеграции".
В книге "Вода и мир" Лужков отмечает, что в очень непростой проблеме строительства водного тракта Сибирь — Центральная Азия есть часть, которая не вызывает никаких вопросов и давно должна была бы быть реализована — переброска воды в Курганскую и Челябинскую области, юг Тюменской и восток Оренбургской областей, где существует дефицит воды.
Оставшуюся воду, по мнению Лужкова, можно предложить на продажу Казахстану.
В книге также говорится, что в будущем из-за неграмотного использования водных ресурсов будут конфликты "в том числе и с пресной водой, точнее, с ее дефицитом в огромных регионах планеты по соседству с Россией".
Книга содержит фотографии, подробные карты рек России, схемы возможных трасс переброса части стока северных рек, графики обеспеченности водой населения мира. "Вода и мир" издана тиражом 10 тысяч экземпляров.