КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
12.08.2009 07:43
РИА НОВОСТИ: Президент России Дмитрий Медведев, находящийся в Сочи, проведет в среду совещание о мерах по снижению потребления алкоголя в России.
В конце июня глава государства на встрече с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой заявил о необходимости принять программу по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками в России.
C 2009 года в рамках нацпроекта "Здоровье" в России реализуется новое направление — формирование здорового образа жизни. Одна из его задача — борьба с табакокурением и алкоголизмом.
На рассмотрении соответствующих ведомств в настоящее время находится проект национальной концепции по борьбе с алкоголизмом и ростом потребления алкогольной продукции в стране, подготовленный Роспотребнадзором еще в прошлом году.
Проект концепции, как пояснял ранее глава ведомства, главный государственный врач РФ Геннадий Онищенко, предусматривает мероприятия по ограничению потребления алкоголя в России, борьбе с контрафактной и некачественной алкогольной продукцией, организации развернутой пропаганды против алкоголизма, а также формирование здорового образа жизни.
Пьем больше, чем в трудные 90-е годы
По данным Роспотребнадзора, сегодня 76% россиян регулярно употребляют алкогольные напитки. Около трех миллионов россиян вовлечены в тяжелое, болезненное пьянство, что составляет 2% от всего населения страны. Потребление алкоголя в России — 18 литров на душу населения ежегодно.
На каждого жителя РФ, включая младенца, приходится приблизительно 50 бутылок водки.
Потребление учтенного алкоголя на душу населения, по данным Роспотребнадзора, выросло с 5,38 литра в 1990 году до 10,1 литра в 2007 году. В 2007 году от причин, связанных с употреблением алкоголя, преждевременно ушли из жизни 75,2 тысячи человек.
При этом рост потребления алкогольных и слабоалкогольных напитков отмечается за счет подростков и женщин детородного возраста.
Регулярно "прикладываются к бутылке" примерно треть подростков. Более 120 тысяч подростков стоят на учете с различными наркологическими расстройствами.
По данным же экспертов, в России насчитывается не менее пяти миллионов хронических алкоголиков.
По данным правительства РФ, вне контроля государства находится значительная часть оборота алкогольной продукции — 46% водки и ликеро-водочных изделий реализуются через розничную сеть нелегально.
"Мы сейчас пьем больше, чем в 90-е годы, хотя это были трудные времена", — подытожил Медведев на встрече с Голиковой в июне.
Если в ближайшее время не принять экстренных мер по борьбе с алкоголизмом и ростом потребления алкоголя, ситуация может выйти из-под контроля и перейти в "точку невозврата", заявил ранее Геннадий Онищенко.
"Где-то после 9-10 литров в год чистого алкоголя на душу населения начинается большая проблема с генофондом, начинается вырождение. Поэтому нам нужно самыми разными способами создавать принципиально иное отношение к этим вопросам", — сказал Дмитрий Медведев 4 июля на встрече с участниками Всероссийского молодежного образовательного форума "Селигер-2009".
Пить нельзя запретить
Вместе с тем, по словам главы государства, проблема алкоголизма не может быть решена при помощи запретов. "Мы на это уже неоднократно нарывались, все это заканчивалось плачевно и для государства, и для людей", — отметил Медведев.
Проблема, по его мнению, может быть решена за счет целого комплекса мер: "Это и новые, нормальные современные программы, это нормальный человеческий досуг, это, наконец, просто нормальные доходы, которые позволяют людям отдыхать по-человечески, а не просто идти в магазин, покупать бутылку, сидеть тупо на кухне, смотреть красными глазами в телевизор".
На эту тему "будет предложен целый ряд очень серьезных решений", сказал Медведев, добавив, что необходимо говорить о проблеме воспитания в целом и выработке нормального отношения к собственному здоровью.
На прошедшем 17 июля заседании Госсовета по проблемам молодежи глава государства предложил ужесточить ответственность за продажу спиртного и табака несовершеннолетним.
По его словам, здесь необходима система мер, причем не только запретительных и ограничительных, хотя и их нужно использовать, но, прежде всего, мер по созданию новых возможностей, в том числе по занятию спортом, творчеством.
Он напомнил, что сейчас идет антиалкогольная реклама и призвал привлечь к этой работе крупнейшие федеральные и региональные средства массовой информации.
Акцизы и не только
Комментируя обсуждавшуюся в правительстве РФ возможность повышения в 2010 году акцизов на алкогольную продукцию, Роспотребнадзор заявил о поддержке данной меры.
По словам главы ведомства, "повышение акцизов на алкогольную продукцию — это международно апробированная мера профилактики". "Дешевый доступный алкоголь всегда приводит к тому, что очень снижается возрастная планка начала потребления алкоголя",- сказал РИА Новости Онищенко 13 июля.
Акциз — один из видов непрямого налога. Он включается в цену товара и изымается в государственный и местный бюджеты. Плательщиками акциза являются покупатели товаров, облагающихся акцизным сбором.
"Считаю, это мера оправданная. У нас очень дешевый алкоголь по сравнению с советским периодом. Другое дело — всегда надо помнить, что меры должны приниматься в комплексе. Одно повышение акцизов — не панацея", — сказал глава Роспотребнадзора.
Кроме того, власти пока решили отказаться от введения единого акциза на спиртосодержащую продукцию (в настоящее время акцизы на водку и на вино устанавливаются отдельно) и установить квотирование этилового спирта для производства винно-водочной продукции с целью усиления контроля и надзора в этой сфере и противодействия теневому обороту.
Производители должны будут получать специальное разрешение на покупку спирта для производства водки и вина.
Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с сенаторами, комментируя вопрос акцизов, заявил, что только повышением акцизов нельзя бороться с алкоголизмом.
По его словам, несомненно, "неестественным, ненормальным является ситуация, когда пиво стоит дешевле, чем питьевая вода, такого ни в одной стране мира нет". Однако "здесь нужно не запрещать и непомерно повышать цены на все алкогольные товары, а прежде всего заниматься пропагандой здорового образа жизни", — подчеркнул премьер.
Он отметил, что любые предложения в этой сфере "не должны действовать по принципу "хватать и не пущать".
Россияне готовы пить меньше
Как свидетельствуют опубликованные накануне данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян (65%) поддержали бы введение антиалкогольной кампании, причем 34% сделали бы это точно, а 31% "возможно, поддержали бы".
Эксперты ВЦИОМ отмечают, что среди женщин сторонников антиалкогольной кампании больше, чем среди респондентов мужского пола, — 72% против 57%.
Респондентам был также задан вопрос, какие меры против пьянства они бы поддержали. Самой популярной мерой стал запрет на продажу алкоголя лицам моложе 21 года (63%). Запрет рекламы любого вида алкоголя, в том числе и слабоалкогольных напитков, набрал 57% голосов. Еще 47% опрошенных выступают за пропаганду здорового образа жизни. Уголовную ответственность за распитие алкогольных напитков в общественных местах и за появление там в состоянии алкогольного опьянения предлагают ввести 34%.
За запрет продажи алкоголя в утреннее время проголосовал 31% опрошенных. Принудительно лечить от алкоголизма предлагают 29%, а 25% выступают за "развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма, в том числе нетрадиционных". Были бы не против повышения цен на алкогольную продукцию 19%. За организацию обществ трезвости и обществ "анонимных алкоголиков" высказались 15%. Еще 10% вообще бы ввели запрет на производство и продажу спиртных напитков, то есть, так называемый "сухой закон".
Против всякого вмешательства государства в проблемы алкоголизма в стране выступают 3% граждан.
* * *
ИНТЕРФАКС: Большинство россиян поддерживают идею проведения антиалкогольной кампании и предлагают в первую очередь запретить продажу алкоголя молодежи до 21 года, отказаться от рекламы любого его вида, активнее пропагандировать здоровый образа жизни.
Об инициативе президента РФ Дмитрия Медведева по принятию государственной программы по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками известно большинству (66%) россиян, треть граждан (32%) узнали об этом от социологов в ходе всероссийского опроса.
При этом новую антиалкогольную кампанию готовы поддержать две трети россиян (65%), противников — значительно меньше (25%), сообщили во вторник "Интерфаксу" ученые ВЦИОМ, проводившие опрос на эту тему в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
Как выяснилось, женщины чаще склонны поддерживать проведение антиалкогольной кампании в нашей стране, чем представители сильного пола -71% против 57%. Треть россиян (32%) и почти каждая пятая россиянка (18%) – против антиалкогольной кампании.
Согласно данным ВЦИОМ, в рейтинге наиболее популярных мер по борьбе с алкоголизмом лидируют: запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года (63%), запрет рекламы любого вида алкоголя, в т.ч. и слабоалкогольных напитков (57%), пропаганда здорового, трезвого образа жизни (47%).
В "середнячках" оказываются: введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии опьянения в общественных местах (34%), ограничение продажи алкоголя в утреннее время (31%), принудительное лечение от алкоголизма (29%), развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма, в том числе нетрадиционных (25%), повышение цен на алкогольную продукцию (19%).
Замыкают список: организация обществ трезвости, анонимных алкоголиков (15%) и введение запрета на производство и продажу спиртных напитков (введение "сухого закона") (10%).
Только % опрошенных считают, что вообще ничего не надо предпринимать, "государство не должно в это вмешиваться".
* * *
ИТАР-ТАСС: Большинство россиян готовы поддержать государственную программу борьбы с алкоголизмом и другими вредными привычками, инициатором которой выступил президент России. Об этом говорят итоги опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения /ВЦИОМ/.
Согласно результатам, 65 проц опрошенных поддержали бы новую антиалкогольную кампанию, причем среди женщин эта поддержка выше — 71 проц. Отрицательно к ней относятся лишь четверть респондентов.
Социологи констатируют, что чем более обеспечены люди, тем чаще они высказываются в поддержку борьбы с пьянством. В группе, которые считают свое материальное положение хорошим, таких 70 проц.
В рейтинге наиболее популярных мер по борьбе с алкоголизмом лидируют запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года /63 проц/, запрет рекламы любого вида алкоголя, в т.ч. и слабоалкогольных напитков /57 проц/, пропаганда здорового, трезвого образа жизни /47 проц/.
Менее популярны такие предлагаемые меры, как введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в состоянии опьянения /34 проц/, ограничение продажи алкоголя в утреннее время /31 проц/, принудительное лечение от алкоголизма /29 проц/, повышение цен на алкогольную продукцию /19 проц/. Замыкает этот список ведение запрета на производство и продажу спиртных напитков. По данным ВЦИОМ, только 10 проц россиян поддержали бы "сухой закон".
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 28–29 июня 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 проц.