КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
20.02.2008 00:27
В латвийско-российском сотрудничестве в области энергетики до сих пор не было примеров, когда Россия сознательно старалась бы повлиять на Латвию, сказал в опубликованном во вторник интервью газете Neatkariga министр иностранных дел Марис Риекстиньш (Maris Riekstins).
«У меня нет примеров из сотрудничества Латвии и России в области энергетики, которые я мог бы привести как сознательное влияние на Латвию, тем более как влияние на латвийскую политику в каких-то вопросах. То, что в поставках природного газа мы сейчас абсолютно зависимы от российского сырья, ясно. Но я здесь не вижу каких-то конкретных изменений в этой ситуации в последние годы — мол, мы сейчас договорились с Россией о каких-то новых проектах. То, что у нас действительно есть, — это продолжительное сотрудничество, начавшееся еще в 1990-е годы именно в газовом секторе между Latvijas gaze, «Газпромом» и немцами, которые в нем представлены», — сказал министр.
При этом он отметил, что предполагаемое строительство в Латвии газовой электростанции означало бы еще большую привязанность страны к поставкам российского газа.
М.Риекстиньш подчеркнул, что решение о строительстве новой газовой электростанции еще не принято. «В правительстве никакое мнение о дальнейших путях (увеличения генерирующих мощностей — ИФ) еще не принято. В настоящее время министерство экономики анализирует, после чего придет в правительство с докладом о том, какие дальнейшие шаги надо предпринять, чтобы удовлетворить наши потребности в области энергетики», -сказал он.
При этом министр отметил, что для принятия каких-либо решений по энергопроектам Латвия должна подсчитать свои потребности в электроэнергии на последующие 5-10 лет.
«Газовая станция — одна из трех возможностей, еще есть угольная станция и проект атомной станции в Игналине. И потом еще соединения (энергосетей — ИФ) между Литвой и Польшей, между Эстонией и Финляндией. Сейчас идут переговоры между Литвой и Польшей, между Латвией и Швецией о том, что у шведов тоже есть интерес к такому соединению с Балтией, но это еще не решено. Ясно, что сделать все это вместе будет невозможно. Надо посмотреть расчеты Минэкономики — каковы наши нужды, ведь нет смысла построить полностью все и потом думать, куда девать произведенную электроэнергию», — сказал М.Риекстиньш.
«Ясно, что газовая станция означает дополнительную привязку к одному-единственному поставщику, который есть в нашем регионе — то есть к России. В то же время, газовую станцию можно построить быстрее всего. Угольная станция, в свою очередь, как бы диверсифицирует риск, поскольку уголь мы можем закупать и в других местах. Однако сроки реализации проекта — в два-три раза больше. К тому же, в производственном процессе потом придется считаться с объемами выбросов CO2 в атмосферу. Тогда надо оценить, лучшее ли это решение с учетом тех целей, о которых мы договорились в ЕС — до 2020 года сократить выбросы CO2 и увеличить удельный вес возобновляемых энергоресурсов», — отметил при этом министр.
Как сообщалось ранее, вопрос о необходимости новых электроэнергетических мощностей в Латвии обрел актуальность в связи с запланированным в 2009 году закрытием Игналинской АЭС в Литве. Латвийский премьер и министр экономики высказали мнение о необходимости построить в Латвии сразу две электростанции — одну на газе и одну на твердом топливе. Планируется также развивать возобновляемые энергоресурсы и участвовать в проекте строительства новой АЭС в Литве.
Полностью принадлежащая государству компания Latvenergo производит электроэнергию на двух ТЭЦ в Риге и трех ГЭС на Даугаве (Daugava) и импортирует часть необходимой энергии из Эстонии, Литвы и России. /Интерфакс.