Владимир Анищенков: Здравствуйте, уважаемые слушатели «Народного радио». В эфире программа «Русский стандарт». В студии ведущий Владимир Анищенков, за режиссерским пультом Александр Радин. Мы, наверное, посвятим сегодняшнюю нашу передачу о человеке, который соединяет землю со своим Творцом. По традиции в нашей программе принимает участие известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Здравствуйте, Николай Васильевич.

Николай Маслов: Добрый день.

Владимир Анищенков: Но вот такое взаимоотношение человека и природы даже, наверное, невооруженным глазом видно, что оно ненормально на сегодняшний день. Я вот по вашей просьбе посмотрел цифры. И по данным научного центра по эпидемиологическим катастрофам в Брюсселе, вот он выдает такие цифры. В 1990 – 94 годах среднее ежегодное количество катастроф, то есть тайфунов, наводнений, засухи, землетрясений возросло по сравнению с 60-ми годами в 3 раза. Действительно это научные данные, в 3 раза возросло.

Николай Маслов: Это научно-статистические данные.

Владимир Анищенков: Научно-статистические, да. И, в общем, даже на бытовом уровне. Вот мы сейчас на выходные поедем в лес или там на дачу, и мы реально увидим отношение человека к природе. Но здесь, наверно, дело не только в воспитании, хотя и в этом тоже. Наверно, нужно смотреть вот глубоко, то есть с самого сотворения Земли, с сотворения мира.

Николай Маслов: Воспитание и смотрит глубоко. Это задача его – смотреть в глубину человеческой души, человеческой жизни и определить цель и назначение правильно. Раньше называлось, предмет назывался «просвещение».

Владимир Анищенков: Но, к сожалению, сейчас вот такого нет. Но мы к этому вернемся.

Николай Маслов: Почему нет? Локально есть. Если взять, что у нас есть 5 тысяч воскресных школ, если даже туда ходит по 100 человек, то это полмиллиона хотя бы детей, хоть как-то, хоть что-то имеют возможность узнать правду о своей жизни, о своем назначении, о Творце. О взаимоотношении, как вы говорите, человека с природой.

Владимир Анищенков: Я думаю, что, может быть, мы начнем наш разговор именно вот с этого, с сотворения мира. О том, какой был мир при самом сотворении, и что с ним потом произошло. Может быть в этом мы потом и найдем корень того зла, о котором мы сегодня говорим.

Николай Маслов: Во-первых, нужно сказать, что весь ученый мир согласился и доказал, что человек произошел от одного человека, а не от десяти там, от двадцати разных родов там. А именно один человек был родоначальником всего. Это подтверждает божественный закон о том, что Он создал Адама и Еву, и от них произошли люди. Это как бы доказано сегодня учеными. И тот, кто хочет, не только по вере это знает, но и по тому, как люди это доказали. Они разложили там ДНК всевозможные. В общем, проведена многолетняя огромная работа. Поэтому этот вопрос как бы можно снять с повестки дня. Ученые доказали также, что был Всемирный потоп. Нашли и доказали, где был ковчег или плот, здание, на котором Ной плавал. И многие вещи доказаны давно. Поэтому, опираясь не только на данные богословов, на Ветхий и Новый завет, все другие религии говорят о том, что Господь создал. Можно сказать, конечно, несколько слов, а какого же человека создал Бог, и природа какая была создана. К сожалению, многие из нас не знают, что человек был создан не таким, какой он сейчас есть. Человек был создан по образу Божьему, да, мы все знаем. Некоторые, я считаю, что он был создан по образу и подобию. Это неправильно. Задуман человек по образу и подобию Божьему, но создан по образу Божьему. Образ Божий в человеческой душе. И Бог, вы знаете, вдунул жизнь в душу, и человек ожил и стал жить. А подобие Божие это добродетели, которые человек, совершенствуясь, достигает всей своей жизнью. Это и есть так называемое слово интересное – богоуподобление. Вот здесь подобие, но человек уподобляется многими трудами. Сравнение плохое, но я его приведу. Чтобы стать олимпийским чемпионом, надо очень много трудов. Есть миллион спортсменов, но олимпийский чемпион один бывает. Так и здесь. Нужно очень много трудов, чтобы достичь величины, чтобы тебе все аплодировали и так далее. Чтобы уподобиться Богу, человек должен пройти огромный труд. Так вот человек был создан каким? Он мог ходить по водам. Звери его слушались, повиновались. Тогда не было хищных зверей и нехищных. Звери друг друга не ели. Все питались от плодов, которые произрастали от земли. Человек знал их язык. Он знал сущность каждого зверя. Почему? Потому что именно Адам дал, Господь привел к Адаму зверей. И он дал каждому имя. Не Бог дал имя зверю, а Адам дал, уже как представитель Бога. Человек не имел болезней. Он мог, я говорил, его не брали стихии никакие. И вот он был добрым, у него не было зла никакого, не было греха. И вот грехопадение разрушает, и грех входит как бы в природу человека. Человек изгоняется из рая, то есть из того места, где он жил. Рай был на земле. В «Ветхом завете» написано, где это находится. Там был такой райский замок, пишет Тихон Задонский и не только он. И люди там жили. Не было дождей, кстати, не было стихий. Вместо дождей, написано так, что исходила влага. Земля источала столько влаги в виде пара какого-то, как вот дымка, как туман, как мы сейчас говорим. Все росло. И человек не ел мясо, до Всемирного потопа он не ел мясо. Была другая пища у него. В раю находилось огромное количество разных деревьев, в том числе находилось древо жизни. И вот все это не только грех повлиял на самого человека. Он стал болеть, стал смертным самое главное. Женщины стали в муках рожать детей и так далее, и тому подобное. Но и природа пострадала из-за человека. Почему? Она связана. Не могла природа остаться божественной, служить грешному человеку. Я читал в откровениях некоторых святых отцов, что звери хотели растерзать Адама за то, что он Творца не послушал с Евой. Но Бог это остановил. И Господь сказал, что я проклял землю в делах твоих, в трудах твоих. И вот с этих пор, чем больше, чем дальше от создания идет человек по своей земле, он колеблется. То немножко лучше нравственность на земле, то хуже, то совсем плохо, то войны и так далее. И закономерность очень простая. Как пишет Иоанн Кронштадтский, природа изменяется и колеблется так же, как изменяется и колеблется человек. Человек в худшую, природа за ним. И вот пишут святые отцы, что природа ждет покаяния человеческого, чтобы и самой стать нетленной, стать в первозданной своей красе. Очень связана жизнь человека, человечества всего, как и отдельного рода в природе, и всей природы вместе взятой. И человек должен возделывать природу, порядок в ней содержать и так далее. Но, к сожалению, мы наблюдаем, и многие из вас это видят, что, конечно, природа ухудшается. И кризисы, и болезни, и наводнения, и засухи, и все больше и больше обрушается бед на человечество на земле. Святитель Филарет Дроздов пишет, что Господь наказывает человека, пытается отвратить его от греха, показать его немощь, показать, что существуют силы более высокие, более значимые, что существует Господь. Хоть как-то человека от обыденной жизни отвести, показать ему это все. И вот чем дальше мы углубляемся, уходим от Бога, тем меньше он и его вся система покровительствует нам. Тем больше мы будем иметь бед и так далее. Это можно изучить, если вы посмотрите на свою личную жизнь, на жизнь своего рода, отдельных государств. Можно, кстати, вот такой пример привести, что сегодня ведь на земле много уже нет ни животных, ни растений. Сегодня много нет отдельных родословных, целых народов нет. Господь убирает. Он, если не видит, что какой-нибудь род или целое государство не удовлетворяет его небесному законодательству, вот проходит ни один год, конечно, это такие вещи уходят десятилетиями, может быть, столетиями, то они исчезают с лица земли, как ненужные здесь. Они не нужны, естественно, и там. Поэтому нет многих людей и народов, нет многих уже и растений. Это тоже нужно знать. И многие государства стерты с лица земли. Мы говорили об этом с вами когда-то, что ни одна держава не выдержала, если она не пала. Жены римлян сохраняли чистоту своих домов, своих семейных ложь, — сохранялась империя. Как падали эти нравы, кучка варваров разгромила огромнейшую империю, от нее и следа не осталось. Так, как вы помните, и Советский Союз. 70 лет атеизма, богоборчества просто так не прошли.

Владимир Анищенков: Уважаемые слушатели, я напоминаю, в нашей программе принимает участие известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, я бы хотел продолжить вот эту вашу мысль о взаимоотношении природа и человека. Вот вы говорили, что в начале сотворения было такое гармоническое взаимодействие природы и человека. После грехопадения было искажение и сущности человека, и природы. Вот для того чтобы вернуться к этой гармонии, прежде всего, конечно, нужно обратиться к нравственности человека. Вот это, наверно, самое главное нам нужно понять.

Николай Маслов: Да. Дело в том, что Господь дал заповеди ни рукам, ни ногам, ни глазам. Он дал заповедь для души. Он дал заповеди для духа человеческого. А по закону душа довлеет и руководит телом. Тело – оружие в руках души. Но по мере разрастания грехов тело вступило в борьбу с душой. Часто побеждает ее. Вообще человек на природу действует по трем направлениям. Он, смотрите, прямое воздействие. Если человек воспитанный, интеллигентный, как иногда говорят, значит, образованный, он будет сохранять природу, возделывать дома сад, парк и так далее. Если человек злой, невоспитанный, такой варвар, и в экономическом плане все себе и так далее, он будет пилить эти реликтовые деревья, парки вырубать, строить там дома, то есть он будет природу уничтожать, как может. Причем, хитростью, какую-то технику, какие-то яды выливать под деревья, воду, если надо, будет и так далее, и тому подобное. Кучу примеров можно привести каждому из наших слушателей. Дальше идет второй вид действий человека. Это, так скажем, духовное. Человек, зараженный грехом, он обладает огромной отрицательной энергетикой, силой такой. И природа под воздействием вот этой скопившейся энергии чахнет. Вы посмотрите, у нас помимо того, что появились люди с двумя головами, там тремя ногами и так далее, с хвостами, и природа же такая. И в природе плодятся мутанты, мутирует все и так далее, и тому подобное. То есть чем грешнее человек, тем страдает больше и природа. Вот эта вот отрицательная энергетика человека, церковь называет ее грехом, все очень просто. Она отрицательно влияет и на нее. И также добрая энергетика, чистый человек, добрый. Он наоборот. Там и плодоносит по-другому и так далее. Посмотрите даже жизнь монастырей. Приходят на разрушенные места. Но если там появляется духовная жизнь, молитва и так далее, смотришь, в Глинской пустыни, я помню такие данные, десятки тысяч людей. Вокруг был голод, а они десятки тысяч кормили. Сами монахи себе заготавливали, им хватало себе, да, еще кормили в год десятки тысяч людей. Урожаи были неимоверные. Но такие примеры мы можем приводить каждый день. И третье воздействие, оно такое опосредованное, то, что я уже говорил. Бог силами стихий через свои силы небесные, ангелов посылает болезни и так далее, чтобы предотвратить силу распространения греха. Но опять же он действует Господь в зависимости от той нравственной или моральной ситуации, которая есть или в отдельном человеке, или это в каком-то отдельном государстве, или это вообще, так сказать, в мире. Поэтому, конечно, любое изменение природы надо четко и ясно представлять, что это изменение нравственного потенциала человека. Посмотрите, сегодня ни один Гидрометцентр не может предсказать погоду даже на один день. То есть она уже так непредсказуема. Раньше все приметы были. Но приметы составлялись на определенном нравственном уровне. И нравы положительно влияли на природу. Сегодня столько скопилось зла, что все взбудораживается в природе, чтобы хоть как-то заставить человека отказаться от этого разврата, от бандитизма, от убийства, от коррупции и так далее. Вся сила природы воздействует на человека. Но он, как слепой, движется своим, к сожалению, неправильным проторенным путем.

Владимир Анищенков: Уважаемые слушатели, еще раз напомню, в нашей передаче принимает участие известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, вот таких вот, что ли, божественных уроков для человека множество. Это мы говорили о природных катаклизмах. Но есть, наверно, и такого общественного характера. Например, нынешний финансовый кризис. Ведь это тоже своего рода урок для человека, чтобы он вернулся к своему естественному состоянию.

Николай Маслов: Конечно. Бог делает все, чтобы человек чему-то научился. Вы знаете, вот интересно. Я думаю, многие знают, что сейчас я скажу, но может быть, не акцентировали на этом внимание. Вот смотрите, есть род человеческий. Есть род какой-то звериный, например, род там волки, там львы, орлы, щуки там, акулы. Вот смотрите, если дать характеристику волку, то все волки будут соответствовать этой характеристике. Если дать характеристику зайцу, то всех зайцев можно характеризовать одной и той же характеристикой. Теперь смотрите, человек. Все произошли и все одного рода – человеческого. Но можно ли дать характеристику одну и ту же человеческую 6 миллиардам людей? Ведь даже 2 человека одинаковых вы не найдете. Почему, знаете? Все очень просто. Природа, то есть Господь определил, что животные практически рождаются уже с полным набором всех необходимых инструментов для цели его жизни. Вот, например, волчица там родила волчонка, и практически чуть-чуть времени, он с ней уже ходит на охоту, уже мясо жует, уже хищник. Никогда он зайцем не будет. Лисица она есть лисица. Шакал он и есть шакал. Орел – орел, голубь – голубь. Но человек так природой не одарен. Вместо этого Господь ему дал ум, разум, свободу. И вот задача человека наполнить свой разум, наполнить свою память. Но разум к человеку не может прийти просто так одномоментно. И разум не может прийти ниоткуда, он приходит от других людей, уже имеющих опыт разума, имеющий опыт свободы. И вот мы подошли к такому очень тонкому вопросу. Откуда человек в своей жизни черпает волю, откуда он черпает разум, откуда он научается, от кого? Это называется пища. Вот для тела есть же пища. Мы для тела то колбаски хорошей, вечером надо поесть овощей, на ночь кофе пить нельзя, там будет давление, а вот утром обязательно нужно чайку попить, чтобы бодрствовать и так далее. Если вы съели плохую пищу, будут проблемы. Если вы съели какого-то яда или вдохнули воздухом какого-то яда, вы можете умереть. Вам требуется срочная помощь. Врач, «Скорая помощь» приезжает. Вас везут там на операцию, еще куда-то. Но никто не сомневается, наверно, что человек состоит из тела и души. Я уж не говорю про ученый мир, это давно доказано. А какая же пища у души? Если Бог дал заповеди душе, а не телу, то должна быть пища, которая будет содержать душу. Кто-то задумывался из нас, вечером нужна какая пища для души? В обед, утром? А если это пища, которая есть для души, яд, значит, она отравляет, болеет. Значит, ей тоже «Скорая помощь» нужна, только небесная. А может быть нужна уже сама помощь не только наших ангелов-хранителей или святых, а может быть уже самого Бога помощь нужна? Может, вы уже там столько яда напитались, что уже без помощи Божьей никак не обойтись? Кто-то из нас задумывался об этом? Иоанн Кронштадтский четко пишет по этому поводу, как же так, тело мы и в ванну кладем, смываем его, и ведем его в парикмахерскую там и прически. И зубной врач нам там зубы начищает, чтобы они блестели, видно было на соседнем тротуаре. И одежду. Там эти женщины бедные уже и юбки начнут выбирать или брюки сейчас, их от зеркала не оттащишь. А душе? Как сирота стоит, сиротка, значит, в этом уголке. Никто ее не причесал, никто не помыл, никто ей не дал ни пообедать, ни поужинать. Вот она и чахнет. Что делать? Вот на это надо обратить внимание. Все болезни отсюда. Все болезни от грехов. Доказано, переказано, все болезни от грехов. Грехи где? В душе. Телом совершаются они, но мертвая душа она уже не в силах бороться с грехами. Поэтому нужно душу, первое, очистить. Очищение души нельзя сделать в стоматологической клинике, ее нельзя сделать в реанимации. Ее можно сделать только в одном месте, там, где есть таинство и очищение души. Это церковь Божья. Там есть все таинства: исповедь, покаяние, крещение, бракосочетание и так далее. Все 7 таинств. Поэтому выхода нет у человека. И чем быстрее человек очистит душу, совесть будет у него, как золото, она будет подсказывать ему, что делать, когда делать, что нельзя, а что можно, что добро, а что зло. И природа живет, и птицы по-другому запоют, и куры, может быть, будут нести не по одному, а по 2 яйца дома, и корова будет молока больше давать в селе, и урожай будет в 2 – 3 раза больше. Вот в чем проблема. И я могу пример привести. Я был в Белгородской области. Там весной, прежде чем трактора выходят на поле, выходит глава района, священник, Крестный ход, освещение, окропление полей и так далее. Слушайте, у них сегодня урожай, сельское хозяйство, чистота на тротуарах везде. Вы подумайте, что вы едете в какой-то другой стране мира. Но это благодаря тому, что духовное стало впереди телесного.

Владимир Анищенков: Да, Николай Васильевич, нас давно дожидается радиослушатель. Пожалуйста, мы слушаем вас.

Михаил: Меня зовут Михаил. У вас поучительная лекция. Можно вполне согласиться с тем, что в условиях отсутствия духовных знаний, вот книг, учебников и прочее, лет, допустим, через 2000 в условиях какой-нибудь глобальной катастрофы ни один Дарвин не разберется в тех дикарях, которые появятся. Они обрастут шерстью, и у них будет единственное желание – размножаться. Никто из людей, которые сейчас поют и пляшут, не сможет даже связать носок. Не говоря уж о том, что создать ткацкий станок и прочее.

Владимир Анищенков: Спасибо.

Николай Маслов: Но я думаю, что желание размножаться у них не будет, потому что это надо кормить, ухаживать за кем-то. У них будет желание где-то пожевать и поспать под камнем, потому что желание размножаться это продолжение рода. Это тоже очень качество такое человека нравственного. Сейчас где вы видите, сейчас дикарей, будь здоров, сколько. Никто не размножается. Все хотят прожить за счет таджиков сегодня, чтобы они копали, сеяли, а мы тут, так сказать, где-то. Знаете, это мы подошли к вопросу такому о правильных понятиях. Это правильное понятие, правильное представление о себе, об окружающем мире. Кстати, как о видимом, так и невидимом. Это и есть просвещение. И просвещенный человек это тот, который имеет правильное понятие. Вы понимаете, вот мы, когда проводим переподготовку преподавателей для школ, для вузов, мы говорим одну простую вещь. Вы должны знать, в каком состоянии человек сейчас находится, какая его характеристика. Какой он был, и каким он должен стать. Поэтому вы будете правильно отталкиваться от истока, который сейчас человек есть, от его характеристики. Дело в том, что сегодняшний человек, вот мы с вами, это не тот человек, которого Бог создал. Это человек, пораженный грехом. Поэтому все его характеристики другие. И мы должны человека из этого вот неестественного состояния, падшего, помочь ему вернуться в то царское обличие, в котором он был сотворен. Это имеет смысл и педагогики, и церкви, чтобы вернуть человека, научить его быть богоподобным. Научить его был богоподобным — вот это задача наша. Это и есть цель просвещения. Цель просвещения – понять истинные, правильные представления, прежде всего, даже о самих себе. У нас же парадокс в стране. Все ходят в храм. 90% говорят, что мы православные верующие, и тут же мы ярые безбожники. Почему? Потому что среди своих детей говорим: нет, ты не от Бога, тебя обезьяна создала, тебя Дарвин создал. Хотя, к сожалению, Дарвин этого не говорил. Это переделали коммунисты. А так же они переделали классиков наших, Гоголя. Переделали, распечатали, новые книги создали. И вот это морочат голову многие уже десятилетия. Мы, наверно, остались единственная страна, где система нашего образования и просвещения, которая должна готовить человека именно как он должен жизнь пройти, она как раз дает ему ложное начало. Раз ты произошел от обезьяны, значит, у тебя нет ни ума, ни разума, ничего. И как ты можешь достичь подобия божьего, когда ты от обезьяны произошел? Вот это вот противоречие. С одной стороны народ голосует, что у него идеал России – это Александр Невский, святой, князь, благоверный. А с другой стороны мы ведем детей в школу, а там их учат – вы от обезьяны. Бред. Вот это парадоксы нашей жизни, нужно их ликвидировать. Иначе мы никогда не сможем продвинуться ни на 10 сантиметров вперед.

Владимир Анищенков: И у нас еще один радиослушатель желает поделиться своими мыслями или задать вопрос. Пожалуйста, вы в эфире.

Слушательница: Спасибо. Уважаемый ведущий, спасибо за передачу. Вот у меня такая боль по поводу моей дочери. Дайте мне совет или что-то, вот раскройте мне. Вы знаете, она стала вдруг сердобольная в 35 лет. У нее дети есть, это мои внучки. И привечает кошек, собак. Вот у нас на даче 11 кошек, 8 собак. Вот все приблудные. Вот она такая любезная стала. Муж у нее. Все у нас хорошо. Но вот последние 3 года, вот просто, вы меня простите, Содом и Гоморра у нас на даче. Они там и зимой, и летом живут. Вот что? То ли у нее в душе что-то, то ли она… Но за 4 года ее уже не узнать. И я никак не могу, скажите мне слова вот такие вот, помогите мне.

Николай Маслов: Понятно. Дело в том, что меняется, так сказать, внутреннее состояние человека, и человек меняет приоритеты. Он делает животных, обожествляет. Вы знаете, с ними возится, без них жить не может. Люди устраивают для животных целые там кладбища. За границей там многие вообще с ума посходили, завещания пишут там, дома оставляют. Чего только нет. Там свадьбы играют, отпевают. И сегодня я разговаривал со многими священниками. Такая есть проблема, когда люди приходят и просят там в храме отпеть собачку или кошечку, или какую-нибудь там мышку. Это проблема греха. Человек теряет собственные ориентиры. Конечно, мы должны быть ответственными за тех, кого приручили и так далее. Но вот я немножко коснусь даже конкретно кошек. Я много очень занимаюсь этим вопросом. Много перечитал святых отцов. И вот я знаю, что… И был свидетелем двух катастрофических таких событий в отношении отдельных людей, когда ведьмы превращаются в кошек. И вы знаете, это проблема, я могу это засвидетельствовать кому угодно, когда угодно, на каком любом форуме, я был этому свидетелем, когда укус кошки парализовал человека. Она лежала парализованная, искореженная вся. И только когда ее уже отпевали после смерти, после 13 лет этих мук человек распрямляется. Проказа такая на человека наступает, порча. Поэтому берегитесь кошек. Их нельзя держать в квартире ни в коем случае. Так же как и собак. Во-первых, они разносчики всяких болезней. Они не должны жить в доме рядом с человеком. Животные многие жили со святыми, и львы, и, так сказать… Но никогда мы не найдем у святого человека в доме, в квартире ни кошки, ни собаки. В доме, во дворе там охранять собачка, да. Но она должна иметь свое место, значит, иметь свое назначение, там где-то посуду и так далее. А уж дети. Они могут, во-первых, повредить им. Но сейчас вот такая проблема. Я думаю, что очень силу имеет крещенская вода. Все нужно в доме окропить, если вы имеете такую возможность, дома читать молитвы. Дочери посетить, конечно, я не знаю, ходит она или не ходит в храм. Не только вашей дочери, но и всем. Не надо, значит, спасать весь мир. Надо спасать здесь лично самого себя. Но, чтобы вы знали, например, если животное какое-то можно перекрестить или водой окропить там, чтобы оно не бегало, то собаку, например, нельзя ни крестить, ни кропить водой. Пес, пес, собака – это не наше. Русское слово это пес. Нельзя его. Мне это рассказывали старцы, что нельзя кропить. Нельзя крестить даже. Некоторые крестят и так далее. Вообще к животным отношение должно быть трепетное, с точки зрения, если вы кого-то приручили, но это не должно переходить в рамки, когда детей бросают ради животных, благотворят их. Это, в общем-то, похоже на язычество.

Владимир Анищенков: Вот как раз мы и говорили о гармонии взаимоотношений человека и природы и первоначально.

Николай Маслов: Природа создана для человека, для его пользы, но не для того, чтобы он их… Понимаете, после потопа Господь не просто разрешил, значит, Ною и всему его роду есть мясо, а как бы даже заставил его это делать. До этого не было. Почему? Он знал, что человек начнет поклоняться животным, коровам там. Вы знаете, что в разных странах разные есть животные там святые. Так их держат там. Поэтому он их заставлял, то есть дал человеку возможность убивать животных и употреблять их в пищу. Зачем? Не для того чтобы человек насытился мясом. У него было достаточно еды без мяса прекрасно. А доллар того чтобы не создать кумира и поклонения в лице животных. Это нужно иметь четкое и ясное представление. Если вы посмотрите Ветхий завет, там четко написано: при заключении Бога с человеком завета, он сказал, что не будет больше потоплять человека, уничтожать водой. И один из пунктов завета это было заключение вот такого, что животные должны идти в пищу, чтобы человек их не обожествлял.

Владимир Анищенков: Вот как раз этот самый случай. И у нас еще звонок радиослушателя. Пожалуйста, мы слушаем вас.

Людмила Алексеевна: Здравствуйте, Владимир Робертович и дорогой Николай Васильевич. Людмила Алексеевна. Я хотела сказать о своей боли тоже. Недавно я узнала о том, что нас продолжают продвигать в европейский дом. И наши представители власти решили подписать социальную хартию. В свое время я тоже выступала и участвовала, так сказать, в этой акции против. А сейчас, в частности, коммунисты выступили. Они были против православной культуры для введения в школу. А за то, чтобы были узаконены уроки полового растления в школах, они выступили за. Помоги нам всем Господи.

Николай Маслов: Коммунисты, что они? Они много вреда сделали. Конечно, им бы покаяться, да, в общем-то, изменить свою жизнь. Они, видите, сейчас еще все политикой занимаются. Нельзя душу человеческую вот так терзать. Есть, еще раз говорю, законы, по которым мы живем. И чем быстрее мы это осознаем, будем по ним жить, тем нам будет, во-первых, легче жить на земле. А, во-вторых, нам будет Бог покровительствовать. И, в-третьих, мы цель своей жизни четко исполним.

Владимир Анищенков: И еще один звонок. Пожалуйста, мы слушаем ваш вопрос или ваше мнение.

Слушательница: Здравствуйте, Владимир Робертович и уважаемый Николай Васильевич. Я поняла, о чем ваша речь. Я со всем согласна. Вот скажите, пожалуйста, изменения вот такой духовной человека, то есть переориентация его духовного вектора, то есть сверху к Богу, да, вниз оно изменяет природу, изменяет природу самого человека и не дает человеку возможности разделить, где добро и где зло. Во всяком случае, так учат святые отцы Максим Исповедник.

Николай Маслов: Да, на пятерку вы ответили.

Слушательница: И, значит, получается, что человек, ему покажут антихриста и скажут, что это Христос. И он это примет. У него не будет инструмента, который может это познать. И также то, что ему скажут, происходит в природе, какие-то катаклизмы или какие-то случаи. Будут говорить, вот это случай, совершенно вот так вот произошел уникальный, а, может быть, не уникальный. Изменения природы тоже вот чем-то, какая-то ось поменялась. И человек будет все время в это верить. Вот путь покаяния он изменит человека и изменит самою природу. Как человек с изменившимся сознанием может покаяться. И его сам изменить. Вот этот вот инструмент мне, честно говоря, не понятен. Еще, чтобы эту тему раскрыть до конца, вы меня простите, я займу еще минуту. Я вчера слышала и позавчера, как декан факультета журналистики МГУ объяснял, что нам нужно ввести такую дисциплину в школе, которая позволит разъяснять джинсу обман в средствах массовой информации, то есть где правда, а где неправда. То есть не то, что нам нужно нравственность людей вести к тому, что плохо врать, а к тому, что вранье это в порядке вещей, просто нужно ввести еще одну дисциплину в школе, чтобы ребенок научился различать, где какая-то идет провокация ради какой-то цели. Ее называют джинса. И смог этому не поверить. Вот как вы…

Владимир Анищенков: Спасибо. Интересный вопрос.

Николай Маслов: Вопрос он, в общем-то, с ответом, потому что, да. Ведь все равно хоть декан, понимаете, у него точка отсчета уже такая глубоко заржавелая. И он понимает, что есть добро и зло. Он только не может понять, что такое добро и что такое зло. И называет это джинсой и так далее. Но, тем не менее, для того, чтобы человеку преподавать предмет, он вынужден делать какие-то сравнительные анализы, что все-таки есть добро и зло, и давайте мы посмотрим, что приносит пользу, не приносит. Другой вопрос, что такое зло или добро. Некоторые считают, что убить больного человека, это уже добро для него. Понимаете, все смешалось. Поэтому делать умозаключения или выводы, брать отдельных людей, которые, в общем-то, не известно, какую жизнь сами прожили, и делать это каким-то законом для всего общества, это очень опасно. У нас есть четкая нравственная база, нравственный фундамент, где написано, мне кажется, все до скончания века, что добро, что зло, как жить, как поступать. И все, и в отношении кошек, и в отношении всех остальных. Это святые отцы. Если возьмете и Амвросия Оптинского, и Иоанна Кронштадтского, возьмете глинских старцев, я не знаю, это нужно труд, конечно, проявлять. Проще позвонить по телефону и на какой-то вопрос получить ответ. Но это нужно труд проявлять. Возьмите, прочитайте 2 – 3 странички в день книжечки. Это же есть маленькие, большие. Как вас воспитать, как ребенка, что ему сказать в отношении там природы, что ему сказать в отношении родителей, как поступить. Все это есть. Это нужно изучать. И этим нужно пользоваться. Что слушать бедного декана факультета, который, в общем-то, если он сам человек нерелигиозный, у него разум ограничен. Почему? Объясню. Господь говорит, что вера в Бога и чистота души восполняют недостаток разума человеческого. Поскольку человеческий ум ограничен, то есть многие вещи, которые восполняются верой. И вера дает огромную другую силу, которая во 100 крат выше сил телесных. Именно вера человеческая позволила монахам и жителям Троицко-Сергиевой лавры в течение 16 месяцев отстоять осаду польской интервенции. Именно вера в маленьком сражении, но огромном для истории и жизни русского народа на Куликовом поле отстояла многовековое нашествие татаро-монгол. Именно вера преподобного Сергия заставила Дмитрия Донского и его войско пойти в сражение, и в схватке победить. Именно вера помогала и Суворову преодолевать Альпы, и Ушакову. Огромные сражения, которые сегодня вошли в историю военную, в историю человечества. Но мы вот с вами, как Иваны – непомнящие родства. Мы помним какого-то там Дарвина. Мы помним новых, особенно сейчас для молодежи, печально это все, конечно, телевидение насаждает каких-то кумиров. А вот эти кумиры наши, идеалы, как Александр Невский, преподобный Сергий, о котором мы сегодня говорили, вообще сонм святых тысячи, которые сформировали нашу страну, сформировали семейный кодекс, отношение мужа с женой, с детьми, с родителями, с государством. Все есть. Нужно снять с полки свою историю, найти в ней нужные ответы, и двигаться дальше, потому что у человека есть свобода. Он чем отличается? У него свобода и разум. Он отличается от животного мира. Какой разум? Разум, мы сказали, не приходит к человеку сиюминутно. Это предмет, который наполняется целую жизнь. И, второе, человек не черпает разум изнутри себя, он его черпает извне. Какую пищу мы даем своим детям, себе. Думайте об этом. Не травите свои души. Мы все говорим, и президент. Все говорят, душа, дух русского народа. Но никто не заботится ни о просвещении, никто не заботится ни о системе образования в должной мере, ни о той еде, о который мы с вами уже говорили, для тела понятно, а для души нет. Поэтому понятно, мы все хотим, чтобы в мире было поменьше среди нас плохих людей, злых соседей, плохих жен или мужей, детей непослушных. Мы же хотим, чтобы все были добрые. Значит, что нужно? Воспитывать. Но для того чтобы воспитывать, нужны правильные методы воспитания. Правильная пища. Заяц не ест пищу, которую рыба ест. А человек своей душе дает все, все, что валяется, все, что негодное.

Владимир Анищенков: Николай Васильевич, наш разговор не оставляет равнодушными наших слушателей. Еще один звонок. Пожалуйста, мы слушаем вас.

Борис: Здравствуйте. Борис меня зовут. Большое спасибо за передачу. Николай Васильевич, я, в общем-то, солидарен с вами на 100%. Вот что еще хочу сказать? Когда у нас нет камертона, когда у нас нет маячков, то есть я хочу сказать про что? Нет литературы. Средства массовой информации забиты ложью. И народ он не знает, что делать. То есть вы говорите про собак и кошек. Есть, значит, вот Надежда Семенова в Сочи. Приезжают к ней лечиться со всего мира, чтобы она рассказал все это. Говорит, что любые болезни в основном вот от этих как раз домашних животных, сапрофиты. А у нас посмотрите, детские площадки, извините меня, все в собачьих испражнениях и кошачьих то же самое.

Николай Маслов: Знаете, я с вами не согласен. Есть книги. Как это их нет? А куда же они делись? У нас есть с вами четкие источники понятные откуда брать. Это наши святые отцы все оставили. Столько великих людей, которых дала русская земля, нет ни в одной стране мира. Поэтому все у нас есть. Вот вы знаете какую-то в Сочи эту, а я знаю, значит, другого врача. Иоанна Кронштадтского, например. Его нет вроде бы в живых на земле, но есть его учения и как поступить. Я знаю Тихона Задонского, и мне его учения гораздо… Я никогда не пойду ни к какой бабке там, чтобы она мне объяснила, как мне жить. Она сама где-то заблудилась и управляется ее отцом-дьяволом. И еще я там буду у нее чего-то черпать. Столько литературы, столько возможностей сегодня, сколько есть у современного человека, не было давно. Как сказал один великий святой, кто хочет сегодня спасаться, тот имеет на это полную возможность. Даже в Интернете можно найти полезную информацию. А уж книг и литературы сегодня, как это делать, сколько храмов открыто, сколько монастырей, только двигай, как говорится, вперед.

Владимир Анищенков: Николай Васильевич, и еще один звонок сразу же. Давайте примем. Пожалуйста, слушаем вас.

Слушательница: Здравствуйте, Николай Васильевич и ведущий. С праздником вас. Вы знаете книгу такую Петра Иванова «Тайны святых»?

Николай Маслов: Нет, не знаю. А что там?

Владимир Анищенков: Да, а что бы вы хотели сказать по этому поводу?

Николай Маслов: Нет, уже все.

Владимир Анищенков: Отключилась, да?

Николай Маслов: Еще раз говорю. Вы знаете, кстати, насчет книг. Сейчас книг появилось превеликое множество. Сейчас только ленивые не пишут книги. Отдельные даже духовные лица не успевают послужить у престола полгода, как у них выходят многотомные какие-то учения о спасении даже. Сейчас и бабушки, и дедушки, все начали, так сказать, писать в Интернете и так далее. Поэтому я бы поостерегся тоже, причем, очень сильно вот от этого многообразия литературы. Вы знаете, Игнатий Бречанинов даже всем своим духовным чадам давал четко, какие книги можно читать, какие нельзя. Какие можно читать монахам, какие читать простым мирянам. Какие читать молодежи, какие читать уже людям выцерковленным, прожившим определенный опыт. Знаете, это то же самое, книга это пища для души, чтобы вы это хорошо понимали. И если это пища грубая, молодой юноша или девушка, он завтра в храм не пойдет, потому что он видит, что это огромный, колоссальный, непостижимый для него труд и мир, который он никогда не преодолеет. Поэтому есть вот детские Библии. Например, вот Ветхий завет не рекомендовали читать, потому что он действительно уже, так сказать, пища для людей, имеющих духовный опыт и так далее. Поэтому прежде чем что-то читать, конечно, посоветуйтесь или со своим духовным руководителем, или посоветуйтесь, как я сказал там. И у Тихона Задонского есть перечень литературы, и у Игнатия Бренчанинова, да у многих святых есть рекомендации, что читать, как читать, как пользоваться духовной литературой. Духовная литература это огромная не только пища и питье, но это оружие. И вы знаете, можно хорошего, например, выпить сока или молока, но много, и, в общем-то, заболеть. Поэтому нужно знать и норму, и многое другое. И вообще духовный мир он так вот его по радио не объяснишь, но мы говорим о некоторых, так сказать, поверхностных вещах сегодня и завтра, или там вчера говорили. Но это не значит, что мы даем какие-то консультации конкретным людям. И всегда можно уточнить. Но всегда есть консультации общие, которые, еще раз говорю, дала наша церковь и наши великие предки, которые заповеди эти и законы они для всех одинаковые. Но есть нюансы в этой жизни.

Владимир Анищенков: Спасибо, Николай Васильевич. В общем-то, тема оказалась серьезной. И у нас еще осталось, что сказать. Я думаю, что мы продолжим в наших следующих передачах. А сегодняшняя наша передача заканчивается. Напомню, в ней принимал участие известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Провел передачу Владимир Анищенков. Всего вам доброго.

Николай Маслов: До свидания.




© Народ Инфо, 2007-2008