В Москве завершился Восьмой Московский Пасхальный фестиваль. За три недели в двадцати восьми городах России прошло более ста концертов. Это симфоническая и хоровая музыка, оперные спектакли и звонильная программа.
Выступления проходили как на сценических площадках, так и в православных храмах. Наш корреспондент побывала на одном из мероприятии — заключительном хоровом гала-концерте в Концертном зале имени Чайковского.
В репертуаре Московского ансамбля духовной музыки «Благовест» очень много произведений на тексты неизвестных народных авторов и древних распевов, например, на отрывки их Голубиной книги. Но двадцать лет назад обширный репертуар коллектива начинался с богослужебной музыки, когда все участники хора встретились, служа в одном храме. Рассказывает руководитель ансамбля Галина Кольцова:
«Мы начали как церковный хор, пели в Николо-Архангельской церкви. В этом храме всегда любили и чтили хорошее пение, — и прихожане, и настоятель, сложилась своя певческая культура. И однажды мы дали концерт – это был первый в России концерт в храме, нельзя было этого делать, не было такой традиции, как на Западе. И с тех пор мы стали концертным коллективом. При этом все мои хористы продолжают петь за богослужением – сейчас уже не в этом храме, но в других московских».
В этот вечер хор исполнил «Пасхальную мистерию» Антона Вескова, который положил на музыку народные духовные, околоцерковные, древние тексты.
От праздничных, нарядных пасхальных напевов – к строгой, не всегда понятной музыке. По внешнему виду Валерия Петрова примешь скорее за рок-гитариста, чем за руководителя академического хора. Но свободная форма равна только свободному владению исполнительским стилем разных эпох. К самой манере пения эстонский коллектив подходит очень щепетильно: плавный звук словно тает и растворяется в воздухе. Дирижер поделился с нами особенностями исполнения православной музыки современных эстонских композиторов, которые пишут специально для коллектива.
Валерий Петров: «Мы поём без вибрато, это абсолютно ровный, чистый звук, немного по-другому строим аккорды. Потом, мы поём много современной духовной музыки, которая отличается от обычной музыки православного богослужения. Вообще, здесь надо разделять: всё-таки богослужебная музыка не должна быть такой сложной, она должна легко читаться. А то, что мы поем, это прекрасная концертная музыка, но не для богослужений. Хотя слова в любом случае ведут за собой. Один из композиторов, Арво Пярт как-то сказал мне о своем «Покаянном каноне»: Я не думал, что у меня получится такое произведение, но слова как-то за собой повели, и получилось то, чего я никогда в жизни не писал».
У другого гостя из Прибалтики, Шауляйского государственного хора из Литвы – свой путь к духовной музыке. Ансамбль поет на многих языках мира, в его репертуаре и классические крупные хоровые произведения Баха, Бетховена, Гайдна, и песнопения разных народов мира. Чтобы лучше исполнять иностранную музыку, дирижер Гядиминас Раманаускас приглашает иностранных музыкантов для работы со своими певцами: «Это моя политика, что для американской программы мы приглашаем американца, для корейской – корейца, для русской – русского. Только человек этой нации может точно передать, как петь музыку его народа – и душу, и технику. Мы – и я как хормейстер, и участники хора – учимся у приглашенных дирижеров».
Один из таких приглашенных дирижёров — Татьяна Ринкявичене, которая помогла певцам проникнуть в русскую душу сочинений Павла Чеснокова. Она утверждает, что за три репетиции хористы смогли понять, как нужно петь эту музыку. Татьяна Ринкявичене: «Мы решили показать, как может один и тот же хор просто меняться на глазах при исполнении разной музыки. Сначала нам было сложно: я не говорила с ними по-литовски, им нужно было понимать по руке, читать всю мою энергетику. Им сложно понять русскую душу в пении: они очень стараются, поют задушевно, но не всегда могут почувствовать тот слой, который лежит на нашей духовной музыке. Но когда они это чувствуют, они по-другому поют, и даже сами не могут объяснить, почему».
Юным певцам из молодёжного хора Киево-Печерской Лавры очень понравилось выступать в московских храмах. Чувствуется, что это намоленные места, и поется по-особому, говорят ребята. А на вопрос, что именно украинского, киевского в исполняемых ими произведениях, один из солистов, Юрий, ответил: «Все славянские народы очень горячие. Если человек истинно православный, то он будет искренне, горячо хвалить Господа, от всей души. Мы друг от друга не можем отличаться, только от европейцев. У них, мне кажется, всё-таки не так славят Бога, как у нас».
Но фестиваль, наверное, и проводится, именно для этого: показать, как славят Бога разные народы. Вслед за ереванским камерным хором с его сложнейшими песнопениями московскую публику покорил коллектив Государственной филармонии Республики Осетия. Он устроил на сцене целую феерию из традиционных свадебных обрядов. Кстати, художественный руководитель мужского хора Государственной осетинской филармонии – маленькая хрупкая женщина, Ольга Джанаева. Остается только догадываться, как ей удается справляться со своими джигитами.
Осетинам довелось и завершать гала-концерт, но уже нашей, казачьей, песней. Раз Пасхальный фестиваль всё-таки Московский – все музыкальные дороги, так или иначе, ведут в Россию.