Павел Суляндзига, Первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, член Общественной Палаты РФ, член Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов

В последнее время во всем мире, в том числе и в нашей стране, стали много говорить о решении проблем коренных народов, о их специальных правах, об особой роли коренных народов в устойчивом развитии планеты и т.д.

Принята Декларация ООН о правах коренных народов, созданы специализированные органы внутри системы ООН по коренным народам, Всемирным Банком принята специальная политика в отношении коренных народов. В нашей стране есть специальная статья, оговаривающая особые права коренных народов, приняты три специальных федеральных закона, до недавнего времени действовала специальная федеральная программа развития коренных малочисленных народов Севера…Почему же – когда прилагается столько усилий в решении вопросов и проблем коренных народов – ситуация не просто остается на прежнем уровне, но и продолжает ухудшаться? Может это – неразрешимая проблема? Или что-то не так делается? Опыт, имеющийся в Канаде, Дании, Норвегии, Новой Зеландии, Мексике и ряде других стран показывает, что можно успешно решать проблемы развития коренных народов.
Почему же в нашей стране, где предпринимаются усилия в этом направлении, результаты становятся все хуже и хуже: так же низка продолжительность жизни, растет число суицидов, все больше и больше становится алкоголиков и наркоманов…Причин много. Я хотел бы остановиться только на одной из них. Это – отношение государства к коренным народам.
Всем, кто так или иначе причастен к решению вопросов по коренным народам, давно известно, что ключ к решению этих проблем находится в двух руках – у самих коренных народов и у государства. В данной статье я буду говорить о ключе, который находится в руках государства. Итак, почему же предпринимаемые усилия не дают результата?
Во-первых, государственные мужи и чиновники, занимающиеся проблемами коренных малочисленных народов от случая к случаю, не то, что не являются специалистами и профессионалами в этой области, они даже плохо представляют, кто такие коренные народы, где они живут и в чем специфика решения их проблем.
Во-вторых, отсутствие системы в работе государственных органов. Вопросами коренных малочисленных народов занимается не специализированный орган государственной власти, а орган, который занимается почти всеми проблемами Российской Федерации. Естественно, в силу огромного числа проблем в нашей стране, проблемы коренных малочисленных народов отодвигаются на второй план.
Приведу несколько примеров. Всем хорошо известно, что для того, чтобы сохранить коренные народы, их культуру, духовность, традиции и обычаи, надо помочь сохранить им их образ жизни, их традиционное природопользование, а в современных условиях помочь адаптироваться к рынку, помочь встроиться в существующие и развивающиеся системы государственного и местного самоуправления и многое другое. Однако из-за причин, которые я назвал, этого нет. Более того, в последнее время происходит откат от уже закрепленных позиций в области законодательства, вымываются положения, защищающие традиционное природопользование, нарушаются международные нормы и обязательства. Я бы даже сказал, что начинает возрождаться крепостное право в отношении коренных народов, когда их охотничьи рыболовные угодья передаются разным бизнесменам, которые заявляют коренным народам, что «мы вас отсюда не гоним, но все теперь стало нашим, поэтому пушнину, рыбу и другую добытую продукцию вы будете сдавать нам по назначенной нами цене». Я бы мог привести массу примеров таких нарушений. И никому, а самое главное государству, нет до этого никакого дела. А в отношении лидеров коренных малочисленных народов, которые в одиночку пытаются бороться с этим произволом, применяются разного рода давления со стороны чиновников и бизнесменов, вплоть до угроз и применения методов административного и уголовного устрашения. Это происходит на Камчатке, это есть в Амурской области и Приморском крае, к сожалению, это есть во многих местах.

Я недавно участвовал в Съезде коренных малочисленных народов Сахалина. Это не был съезд коренных малочисленных народов, это было мероприятие администрации области, на который пригласили коренные народы: оргкомитет возглавили представители администрации, выборы делегатов полностью контролировались ею же (там где коренные сами пытались провести выборы делегатов, администрация отменила и провела свои выборы).
Лозунгом Первого Десятилетия коренных народов мира, объявленного ООН, был провозглашен принцип «От патернализма – к партнерству». То есть, ООН впервые поднял вопрос о втором ключе, ключе, который находится у самих коренных народов. Но это уже другая история.

Павел Суляндзига



© Народ Инфо, 2007-2008