Василий Галин, доктор экономических наук

Тема кризиса в последние дни заслонила собой все остальные. Хотя говорить о нем начали почти полгода назад когда наметились первые тенденции снижения фондового рынка. Либеральные экономисты тогда успокаивали, что кризисные явления не выйдут за рамки фондового рынка и не затронут реальный сектор экономики. Но события последнего месяца опровергли эти утверждения, и теперь сторонники либеральной теории говорят о циклическом кризисе который свойственен капитализму и в общем то ничем не угрожает для России, располагающей огромными валютными резервами.

Может быть, но только может быть. А может быть и иначе и для того чтобы успешно бороться с кризисом мы должны знать, чего ожидать от него в самых страшных его последствиях.

Классическим примером здесь стала Великая депрессия начавшаяся осенью 1929 г. Тогда в «Черный четверг» — 24 октября 1929 г. рухнула нью-йоркская фондовая биржа. Началась паника. Всего лишь за несколько недель акции, котировавшиеся на Нью-йоркской фондовой бирже, потеряли более трети своей стоимости — 32 млрд. дол. Но это было только началом. Падение курса акций продолжалось безостановочно почти три с половиной года. Стоимость акций «Юнайтед стил» упала в 17 раз, «Дженерал моторос» — почти в 80 раз, «Радиокорпорэйшн» — в 33 раза, «Крайслер» — в 27 раз. Валовой национальный продукт страны упал с почти в два раза. Безработица к 1933 г. достигла 25%. Остались без крова 2,5 млн. человек. Доход на душу населения снизился на 45%.

События в США вызвали обрушение всего мирового рынка. В Европе наиболее пострадавшей от кризиса страной была Германия обескровленная выплатой репарационных платежей за Первую мировую войну.К 1933 г.экономическая Германии рухнула окончательно: производство упало почти в два раза, загрузка производст­венных мощностей составляла в машиностроении составило всего 20-30% от докризисного уровня. 44% наемных рабочих оказались полностью безра­ботными, 23% работали неполную рабочую неделю. Безработица в Германии за четыре года с момента начала Великой Депрессии выросла почти в 20 раз.

Впрочем это не самое большое достижение. Аналогичная ситуация складывалась в России 1917 г. после либерально-буржуазной февральской революции. Временное правительство едва придя к власти во время мировой войны отменило все меры мобилизационной политики введенные царским правительством, как через чур социалистические. В результате экономика пошла вразнос, что привело к массовому разорению и закрытию предприятий их владельцами. Количество уволенных рабочих менее чем за 8 месяцев выросло более чем в 25 раз.

Локауты нередко объявлялись на предприятиях принадлежавших членам Временного правительства. Большую известность получил случай с Ликинской мануфактурой (Орехово-Зуево), принадлежавшей государственному контролеру Временного правительства и одновременно председателю Московского военно-промышленного комитета Смирнову. Мануфактура на 78% работавшая на оборону была закрыта владельцем выбросив ««на голод 4000 рабочих да солдаток 500, сюда нужно прибавить еще 3000 ни в чем не повинных детей». «Явление общее» с которым был бессилен бороться министр труда, для ликинских делегатов, — отмечает Мельгунов, — приобретало конкретные очертания, при которых лозунг «хлеба» становился доминирующим».
Виноваты в дальнейших событиях по мнению либеральной общественности, выраженной в словах С. Мельгунова оказались большевики: «голодающие нередко деревня, потребляющая хлебные суррогаты, громящая продовольственные склады, и рост безработицы свидетельствуют о том бунтарском настроении, которое создалось в массах и которым должны были воспользоваться социальные прожектеры». Обвинению этих «социальных прожектеров» посвящена вся деятельность С. Мельгунова. Но кто мешал царскому, а затем Временному правительству если не исправить, то хотя бы сгладить ситуацию. Власть была в их руках, но они даже не попытались сделать этого. Почему? Не потому ли, что все социальные идеи лидера либералов П. Милюкова сводились к одному императиву: «загнать чернь в стойла».

Экономическая анархия разрасталась в течение четырех лет после начала кризиса, вызвав и политическую анархию. В большинстве Европейских стран к власти пришли диктатуры. Президент США Ф. Рузвельт указывал на причины этого явления:

в некоторых «странах демократия перестала существовать… (но) не потому что народам этих стран не нравится демократия, а потому что они устали от безработицы и социальной незащищенности, не могли больше видеть своих детей голодными. Люди были бессиль­ны исправить положение… Наконец, отчаявшись, народы решили пожертво­вать своей свободой, надеясь взамен получить хоть какое-нибудь пропитание».

 

Причины Великой Депрессии.

Их достаточно много остановимся только на основных:



© Народ Инфо, 2007-2008