Николай Холявченко

Партия регионов не откажется от идеи придания русскому языку статуса второго государственного, заявляет её лидер Виктор Янукович. «Различные  спекуляции и искажения фактов, призванные убедить людей в том, что Партия регионов якобы готова отложить рассмотрение вопросов о предоставлении русскому языку статуса второго государственного, являются лишь попытками  посеять  неверие  в  кругу наших избирателей» – процитировала В.Януковича в понедельник пресс-служба Партии регионов.

 Есть мнение, что вопросы о русском языке на Украине и о её вступлении в НАТО давно уже стали разменной монетой в программных установках различных политических партий республики и выступлениях их лидеров. Как правило, активизация в муссировании этих вопросов достигает своего пика в периоды предвыборных кампаний. А так как кампании эти проводятся на Украине с завидной периодичностью, то и обещания не вступать в НАТО и «не обижать» русский язык достаточно часто ласкают наш слух. Многие, наверное, помнят, как во время предыдущей избирательной кампании по проведению таких же досрочных выборов в Верховную раду заместитель главы фракции Партии регионов Борис Колесников заверил всех сомневающихся в том, что партия будет отстаивать свои прежние взгляды по НАТО и статусу русского языка на Украине.

Однако, по мнению многих аналитиков, «регионалы», включая и их лидера Виктора Януковича, далеко не всегда демонстрировали твёрдость в отстаивании этой позиции. Вот и сейчас, когда, в связи с очередным роспуском Верховной Рады, Украине предстоят новые предвыборные баталии, очень быстро оттуда к нам прилетели соответствующие заверения вожака «регионалов». «Мы  сделаем  все,  чтобы, получив конституционное большинство в парламенте,  принять  закон о русском языке как о втором государственном языке в Украине», – снова пообещал Янукович.

Для тех, кто забыл, что это уже не первое подобное обещание, напомню, что в ходе предыдущей предвыборной кампании в Верховную Раду Виктор Фёдорович неоднократно выступал за необходимость придания русскому языку статуса государственного, а также непременного проведения всенародного референдума по вопросу вступления Украины в НАТО. Казалось бы, для выполнения обещанного у него имелось достаточно рычагов – ведь был он тогда не каким-нибудь горлопаном с майдана, а премьер-министром (причём, уже второй раз за свою карьеру). Однако даже после того, как Партия регионов из оппозиционной превратилась в правящую, эти декларации украинского премьера не только так и остались декларациями, но и несколько изменились. Нам не раз приходилось тогда слышать из его уст о том, например, что военно-техническое сотрудничество с Североатлантическим альянсом весьма актуально для Украины, или о том, что проблема русского языка совершенно не мешает взаимоотношениям Украины и России.

О причинах подобных метаморфоз, происходивших в то время с Януковичем, я решил тогда поинтересоваться у заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина.

Николай Холявченко: Владимир Леонидович, популистские заявления политиков – это достаточно распространенный прием для многих политиков, особенно в период предвыборных кампаний. На ваш взгляд, обещания Януковича – тоже из разряда тех, которые впоследствии, как правило, не выполняются, или же это просто какие-то тактические ходы с его стороны?

Владимир Жарихин: В этой проблеме несколько факторов. С одной стороны, безусловно, было бы большим преувеличением сказать, что Янукович равняется Витренко, и мы всегда прекрасно знали об этом. И если у кого-то были какие-то иллюзии на этот счет, то они были неосновательны. Безусловно, позиция Партии регионов достаточно непростая по многим вопросам. Но при этом я не думаю, что Янукович полностью собирается растратить свой авторитет среди своих единомышленников – на востоке и на юге Украины. Совершенно понятно, что сейчас Янукович старается укрепить свою власть, расставить своих людей на ключевые позиции. В этом плане, безусловно, с тактической точки зрения, ему ни к чему вызывать огонь на себя со стороны украинских национал-атлантистов – это первое. Второе касается отношения к решениям областных советов востока и юга Украины по приданию русскому языку статуса регионального. Да, решение это принималось большинством, которое в этих советах было представлено именно его партией, Партией регионов. Однако, обратите внимание, с его стороны не было никаких заявлений о том, как это делали предыдущие правительства, о том, что это, по сути, антиконституционное, антизаконное решение.

Николай Холявченко: К тому же мы помним, что именно в его первый премьерский срок выпуск российских «Вестей» на русском языке был тоже прекращен. Правда, тогда президентом был Кучма, который тоже тему русского языка, как заправский иллюзионист, доставал из рукава, когда ему было выгодно.

Владимир Жарихин: Да, и поэтому будем говорить прямо: с приходом Партии регионов и Януковича к власти вектор движения Украины в сторону Запада замедлился, но не изменился. И он не мог кардинальным образом измениться по многим причинам, в том числе и по той причине, что со стороны России нет конструктивных предложений. Почему это происходит? У нас нет собственного модернизационного проекта, в рамках которого мы могли бы предложить модернизационный проект и нашим соседям. Из этого все идет. А пока мы являемся «бензоколонкой» Европы, и единственное, что мы можем предложить Украине – это быть «шлангом», по которому к европейскому автомобилю течет наше топливо из нашей бензоколонки. Тут можно посмотреть на всё с позиции Украины: быть лишь местом, по которому проходит труба – это не очень привлекательное предложение для страны, у которой есть своя промышленность, в том числе и наукоёмкая промышленность. Что с этим делать, какие есть предложения? Пока никаких. Не зря Янукович подарил нашему премьер-министру значок с самолётиком.

Николай Холявченко: Намёк на то, что проект с совместным самолетом пробуксовывает уже несколько лет.

Владимир Жарихин: Совершенно верно. Тут целый комплекс причин. Во-первых, Партия регионов отнюдь не являлась на сто процентов пророссийской – мы об этом знали. Во-вторых, у нас, в принципе, системные противоречия с Украиной касательно энергетического баланса между странами, и их не снять только улыбками со стороны одного или другого премьер-министра. И эту проблему тоже надо как-то решать.

Николай Холявченко: Да, и чтобы Януковичу как-то определиться, нужны импульсы и от России…

Владимир Жарихин: Да, нужны. Хотя, с другой стороны, Украина тоже должна выдвинуть какие-то предложения. Я как-то выступал на украинском пятом канале, и меня спросили: «Какие, вы думаете, будут предложения от Владимира Владимировича Януковичу, когда они встретятся?» Я им сказал, что вы, мол, друзья, каким-то образом пропустили целый исторический этап. Россия почувствовала, что может жить отдельно, сама по себе, и скорее от вас должны быть конструктивные предложения по взаимовыгодному сотрудничеству. То есть тут может быть не только вина, но и беда украинской политической элиты: она пока не может сформулировать конструктивные предложения по взаимовыгодному сотрудничеству с Россией». А пока украинским политикам не остаётся ничего иного, как в тысячный раз использовать в предвыборных баталиях уже изрядно потрёпанный козырь на тему статуса русского языка и вступления Украины в НАТО, дабы привлечь на свою сторону многочисленные голоса русскоязычного электората.

Николай Холявченко



© Народ Инфо, 2007-2008