Члены палаты представителей Конгресса США решились на беспрецедентный шаг. Они попросили прощения у чернокожих сограждан за эксплуатацию их предков в качестве рабов. Конгрессмены признали, что и сейчас афроамериканцы продолжают испытывать на себе последствия рабства и так называемых законов Джима Кроу. Последние действовали в южных штатах после Гражданской войны и предполагали сегрегацию в общественном транспорте, ресторанах и отелях.
К демократии, то есть вовлеченности всех без исключения граждан в процесс управления, все страны идут сложными тернистыми путями. Одно дело провозгласить благородные принципы, лозунги о свободе, равенстве и братстве, другое – воплотить постулаты в жизни. В Америке, стране с самой демократичной на момент написания конституцией, рабство было отменено через несколько лет после отмены крепостного права в России, где никакой конституции тогда не было. Прав люди добивались по всему миру в тяжелейшей борьбе со старыми порядками. В итоге в современном мире мы имеем систему, где не граждане «выбивают» свои права у власть имущих, но власть формируется самими гражданами, и люди, идущие во власть, несут в себе незыблемость постулатов Французской революции. И уже власть часто выступает инициатором внедрения в массы идеологии самоуправления. Конечно, не всё так гладко, но в общем, рассуждение верно для развитых стран.
Важным атрибутом демократического общества является признание допущенных ранее ошибок. Германское правительство извинилось за Холокост, теперь Конгресс США попросил прощения за эксплуатацию негров. Такие шаги безусловно способствуют созданию атмосферы взаимного уважения в обществе.
Главное, чтобы такие шаги не делались в ущерб кому-то. Ведь принимать на работу или в учебное заведение, отдавая предпочтение потомкам угнетаемых народов, это та же дискриминация по этническому признаку, что была несколько веков назад, но как бы в обратную сторону. Ещё хуже, если под вывеской о толерантности кроется забвение своих национальных традиций. Дескать, колокольный звон церквей не толерантен, и христиане вынуждены слушать раздающиеся через мощные динамики призывы муэдзинов.