Андрей Гвоздин

555 лет назад, 29 мая 1453 года, под натиском турок-османов пал Константинополь – столица Византийской империи, оплот православия. Население города было уничтожено. Во время штурма погиб и последний император Византии Константин XI Драгаш: он сражался как простой солдат..

Падение Константинополя – важная веха истории. Особенно для нас. Судьбы России и Византии во многом схожи. Особенно в духовном плане. На протяжении своего существования Византийская империя разрывалась между собственной культурной идентичностью и желанием сделать «как на Западе». «Культурный» Запад организовывал крестовые походы против Византии. И византийские правители впускали в ворота Константинополя крестоносцев, нёсших на своих мечах не просвещение, но жестокость, грабивших красивейший город.

Так 400 лет назад Москва встречала польских интервентов, а через 200 лет была сдана предводителю высококультурной французской нации, мечтавшему взорвать соборы Кремля. Метания души византийской стали метаниями русской души и отобразились в русском гербе – двуглавом орле, пришедшем из Византии в 1472 году после падения Константинополя, – символе передачи наследия павшей империи. Два взгляда – на Запад и на Восток – произрастающие из одного народного тела. Кстати, под Востоком понималась никак не Азия, как многие склонны ныне думать. Восток – это Константинополь – второй Рим – центр цивилизации развития, но цивилизации, параллельной Западу с центром в Риме. Сочетание первого и второго Рима выразилось в особом значении Третьего Рима. Даже споры между западниками и славянофилами и возгласы «жалкая нация, нация рабов» проистекали из одного начала любви к своему народу, из понимания его самобытного духовного мира.

Пала Российская Империя. Новой Византией стал Советский Союз. Отрицание принципа разделения властей, а по сути отрицание разделения на самостоятельные явления понятий ума, добра и красоты. Истоки восточной мудрости – вера, надежда, любовь – проявились в параллельном «столбовой дороги цивилизации» пути, не отрицающем ценности прогресса.

К моменту падения Византия представляла собой небольшое государство. Но всё равно она была империей, храня за воротами Константинополя свою миссию особого мира. Сегодня Россия – это уже не Советский Союз. Бывшие советские республики пошли своими путём, пытаясь влиться в периферию Запада. Но всё равно, все угнетенные народы мира с надеждой смотрят именно на Россию, ожидая от неё до сих пор рождения нового Слова. И пока не открыли ворота Константинополя, сохранялась надежда на альтернативный путь. Не хочется, конечно, пhоводить аналогии. Но учитывать уроки истории необходимо, чтобы не повторять ошибок.

Андрей Гвоздин



© Народ Инфо, 2007-2008