Андрей Гвоздин

На Московской железной дороге сегодня бастуют 14 локомотивных бригад, обслуживающих Ярославское и Горьковское направления. Забастовка была организована Российским профсоюзом локомотивных бригад железнодорожников, входящего в Объединение Профсоюзов России СОЦПРОФ.

О требованиях бастующих говорим с сопредседателем Объединения Профсоюзов России СОЦПРОФ.

Андрей Гвоздин: Сергей, каковы причины этой забастовки и каковы её главные требования?

Сергей Храмов: Первое требование – это введение одинаковой заработной платы для всех машинистов. Дело в том, что РЖД ввело своим сотрудникам некоторые привилегированные зарплаты, которые даются отдельным машинистам по личной симпатии начальника депо. Эти зарплаты вдвое превышают те, которые получают другие машинисты с такой же квалификацией. Надо, чтобы у всех была такая же высокая зарплата. Второе требование касается доплаты за выслугу лет. Год назад с лишним эта доплата была отменена, а она составляет около 30 % от заработной платы железнодорожника. Моструд и Московский суд поддержали нас в том, что это решение незаконно, и мы требуем вернуть всем машинистам доплату за выслугу лет.

И, наконец, мы требуем прекратить дискриминацию членов профсоюза. Работников, которые входят в наш профсоюз, увольняют, депремируют. Более того, поступают звонки их женам с требованиями, чтобы их мужья вышли из профсоюза. У профсоюза отобрали помещение, проводятся обыски. Мы требуем, чтобы руководство РЖД относилось к профсоюзам, как положено по закону.

Андрей Гвоздин: Что значит «двойная зарплата любимым машинистам»? Кто входит в эту категорию «любимчиков»?

Сергей Храмов: Те, кто наиболее симпатичны руководству — никаких объективных критериев для этой симпатии нет. У каждого машиниста есть стаж работы, квалификация, диплом, образование. Почему-то из них выбираются отдельные люди, которые считаются достойными персональной зарплаты. Остальные получают зарплату в два раза меньше. Поэтому «любимчики» поддерживают любое решение начальства, они не заодно с коллективом.

Таким образом, нарушаются нормы трудового кодекса, который устанавливает, что за равный труд положена равная зарплата. У машинистов равный труд, и мы требуем равной зарплаты. Все работники получают заработную плату по трудовому договору, а некоторые получают плюс ещё и персональные добавления. Мы рады за них, но мы хотим, чтобы так было у всех. Мы не требуем, чтобы у кого-то отобрали деньги — мы хотим, чтобы все зарабатывали одинаково высоко.

Андрей Гвоздин: Чем руководство железной дороги мотивировало отмену прибавок по выслуге лет?

Сергей Храмов: Оно объясняет это тем, что в соответствии с рыночными принципами будут вводить премиальные выплаты для тех или иных сотрудников, которые попадают под премирование. Эта система была прописана в коллективном договоре, который вступил в силу с 1 апреля прошлого года. Но в принятии этого договора не участвовал наш профсоюз. Только один, который считается единственным «угодным» руководству РЖД. Так вот, по этой поправке к коллективному договору в доплату за выслугу лет отменялась и вводилась некоторая специальная премиальная система. Но в силу того, что доплата по выслуге лет была проведена не чем-либо, а приказом МПС, то есть федеральным органом власти и потому является частью законодательства, то никакие коллективные договоры не могут в силу трудового кодекса ухудшать положение работников и нарушать положения законодательства. И поэтому Роструд по требованию нашего профсоюза сделал предписание РЖД по восстановлению доплат за выслугу лет. После обращения РЖД в суд по поводу этого постановления Роструда, суд отклонил иск РЖД, оставив в силе предписание Роструда. И, соответственно, за год и месяц РЖД должно заплатить своим работникам – миллиону двумстам тысячам сотрудников — по две-три тысячи рублей за месяц.

Андрей Гвоздин: Сегодня два направления объявили о забастовке – пять процентов локомотивов. Ощутимо ли это? Ведь это не столь большое количество участников.

Сергей Храмов: Дело в том, что мы совершенно не стремимся нанести ущерб нашим согражданам, которые едут на работу. Вопрос такой: показать организованность профсоюза, его потенциал, заставить работодателя сесть за стол переговоров. Мы отказались от того, чтобы делать забастовку силами сотрудников Октябрьской железной дороги, Забайкальской железной дороги – можно было сделать её и более масштабной. Но решением профсоюза мы решили этого избежать. Суть не в масштабности, а в организованности. Было решение: только сотрудникам двух направлений не выходить на работу. И они не работали – причем, только пригородные сообщения.

Андрей Гвоздин: Долго ли будет идти забастовка?

Сергей Храмов: Нет, она будет прекращена сегодня, как и решил профсоюз. Забастовка закончится, и следующая смена выйдет на работу.

Андрей Гвоздин: Весьма важный аспект – солидарность. Опасаются ли люди наказаний со стороны руководства?

Сергей Храмов: Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) входит в СОЦПРОФ. Устав СОЦПРОФ распространяется на РПЛБЖ. В соответствии с этим уставом, с работников снимается ответственность – она возлагается на тот орган, который эту забастовку проводит. Более того, решением шестого съезда СОЦПРОФ, который проходил в феврале этого года в Питере, образован Фонд защиты профсоюзных лидеров. Все те участники забастовки, которые будут наказаны рублём за участие в ней, получат компенсацию фонда СОЦПРОФ. Если кого-то уволят, сократят, то до момента расчета они получат помощь из средства СОЦПРОФ.

Андрей Гвоздин: Чего вы ожидаете от руководства железной дороги?

Сергей Храмов: К большому сожалению, меры, которые может принять руководство, не прописаны в законе, поэтому непредсказуемы. Во всяком случае, на Курском вокзале машинистов разгонял ОМОН. Почему-то на частном предприятии, где действуют корпоративные правила, милиция и ОМОН запрещают вести видеосъемку. Двоих людей, которые снимали процесс забастовки, задержали и отвезли в «кутузку». Как известно, РЖД – это акционерное общество, но милиция у нас почему-то вмешивается в корпоративные дела.

Андрей Гвоздин: Если требования по сегодняшней акции не будут услышаны, то будут сотрудниками железной дороги предприниматься дальнейшие меры и какие?

Сергей Храмов: Конечно, мы предпримем такие меры, но какие – пока сказать не могу.

Андрей Гвоздин



© Народ Инфо, 2007-2008