Николай Холявченко

Объявленное Россией решение о выходе из санкций против Абхазии остаётся в центре внимания средств массовой информации и аналитиков. Многие задаются вопросом: сделала ли таким образом Россия шаг к признанию Абхазии по «косовскому сценарию»?

6 марта 2008 г. Министерство иностранных дел России направило Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств официальную ноту, в которой сообщается, что Российская Федерация в силу изменившихся обстоятельств не считает себя более связанной положениями Решения Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 г. Напомню, что этим Решением был установлен запрет на осуществление торгово-экономических, финансовых, транспортных и иных связей с Абхазией по государственной линии. Однако в той или иной степени связь между Россией и Абхазией существовала всегда. Да и как могло быть иначе, если большинство граждан непризнанной республики составляют российские граждане? И ни они, ни руководство республики никогда не оставляли надежд на расширение и укрепление двухстороннего сотрудничества. Об этом рассказывает полномочный представитель Абхазии в России Игорь Ахба:

«Не раз руководство Абхазии, когда президентом Абхазии был Владислав Григорьевич Ардзинба, ставило вопросы и направляло соответствующие письма на имя руководства России с просьбой рассмотреть возможность о заключении Договора об ассоциированных отношениях между Россией и Абхазией. Есть такая форма взаимоотношений, где какие-то вопросы могут быть предметом совместного ведения. Ведь фактически мы находимся в одном экономическом пространстве с Россией, у нас давние добрые связи, в том числе и культурные, и духовные, и научно-технические. Многие наши специалисты получали образование в советских, а потом и в российских вузах, и сейчас продолжают учиться в России. У нас рублевая зона – нет хождения грузинских лари. Одним словом, у нас прочные отношения, и мы надеемся, что они будут укрепляться и развиваться далее».

Кроме того, не следует забывать, что у Абхазии ещё много веков назад существовала своя государственность. Да и в составе СССР она изначально была союзной республикой, и только в начале 1930-х гг. прошлого века стала автономией в составе Грузинской ССР. Пребывание Абхазии в составе Грузии регулировалось союзным законодательством, которое росчерком пера отменил первый президент независимой Грузии Звиад Гамсахурдиа. Немаловажно и то, что войну в Абхазии в 1992 году начала грузинская сторона. Так что Грузия сама много сделала для того, чтобы потерять эту республику. В отличие от Косово, Абхазия сама отстояла право на независимость, и на референдуме всё её негрузинское население высказалось за выход из состава Грузии. Кроме этого, Абхазская автономная советская социалистическая республика никогда не выходила из состава СССР, а правопреемницей СССР, как известно, является Россия. И если ко всему этому добавить то, что до 90% жителей Абхазии имеют российское гражданство, которое они получили добровольно, то можно констатировать, что у России достаточно формальных оснований признать Абхазию. Реакция Грузии на выход России из санкций в отношении Абхазии, как и ожидалось, была негативной. Однако в Тбилиси отлично понимают, что после признания большинством стран Запада «независимости» Косово у грузинской стороны выбит аргумент о ссылке на международное право. Так что сами же западные покровители поставили официальный Тбилиси в это тяжелейшее положение.

Николай Холявченко



© Народ Инфо, 2007-2008