В. Н. Чубаров
В. Р. Анищенков

Земля не является товаром, не может быть продана, приватизирована, оставлена без заботы и ухода. В противном случае возникает объективное противоречие: Господь Бог отвел человеку примерно сто лет жизни, а подчас случайная группа «уполномоченных» людей продает землю на вечные времена. – В. Р. Анищенков беседует с доктором геолого-минералогических наук, главным научным сотрудником ВНИИ «Гидрогеологии и инженерной геологии» В. Н. Чубаровым.

Владимир Анищенков: Русские свою землю исстари называли святой. Для русского человека продажа земли – святотатство, однако законы, позволяющие это делать, уже приняты и даже применяются, и отменять их пока не собираются. Видимо, это будет продолжаться до тех пор, пока не приватизируют всю землю. Что мы можем сделать? Мы можем высказать наше отношение к этой проблеме. Однако при таких обсуждениях нас всегда обвиняют в том, что мы руководствуемся больше эмоциями, чем здравым смыслом, поэтому, чтобы подтвердить эти эмоции с научной точки зрения, мы обсудим этот вопрос с вами, Валентин Николаевич. Это совсем не означает, что это будет чисто материальный подход. Ваша работа, ваши прикладные занятия на земле не мешают вам подходить к понятию «земля» всеобъемлюще, опираясь на закон соответствия, то есть на соответствие законов божественных с законами природными. Я попрошу вас рассказать, что это за соответствие.

Валентин Чубаров: Это похоже на айсберг, у которого видна над поверхностью воды только верхушка, а основная масса находится под водой. Так понятия «земля» и «человек» связаны очень сложными пространственными и временными отношениями, так и соответствие законов божественных с законами природы люди пытаются выявить и обозначить в течение всей многовековой истории человечества. В этом ключе мы и будем рассматривать эту проблему. Французы часто используют выражение «mise au point» (миз а пуан), то есть «довести решение какой-либо проблемы до точки», или, как говорил отец Арман, до прозрачности, чтобы она была видна и понятна каждому человеку. Если идти по этому пути, то здесь существуют две модели: модель веры и модель науки, а это и есть важнейший вопрос – взаимоотношения между религией и наукой.

Владимир Анищенков: Но ведь взаимоотношение религии и науки самое прямое. Евангельские законы не противоречат законам природы.

Валентин Чубаров: Вы абсолютно правы. Верующие люди живут по Евангелию, соблюдают божественные законы. Это первая модель существования. Люди науки стремятся прочитать книгу природы, сотворенной Богом, и это их стремление узнать законы природы, добраться до сокровенных тайн природы в конечном счете ведет к познанию Бога-Творца. Изучение Его творений в какой бы то ни было сфере, приводит нас к более широким выводам, мы становимся мудрее и, вместе с тем, все более проникаемся величием Божественного замысла, все более преклоняемся перед мудростью Творца.

Следовательно, вмешательство в этот Божественный замысел, будь то уничтожение какого-то государства, или этноса, или объекта природы нарушает жизнь людей по обеим этим моделям. Во-первых, оно (вмешательство) лишает человека веры, во-вторых оно лишает человека возможности читать книгу природы. Ведь для этого нужно так мало: лишить человека возможности учиться, быть здоровым, воспроизводить потомство, выбирать правильные ориентиры.

Владимир Анищенков: Валентин Николаевич, «умение читать книгу природы» – это образное выражение, а русский крестьянин всегда умел читать книгу природы, жил в природе, и ее законы для него были естественными, ложились на жизнь самого человека, и земли. Это был единый организм.

Валентин Чубаров: Да. Но вообще обе эти модели очень емкие, и на пути их реализации сделано еще не очень много, но надо стремиться идти дальше. Необходимо использовать новое понимание геоэкологии. Этой науке уже около 200 лет, но ее понимали в узком смысле, а в современном мире она вырастает в большую науку, то есть мы говорим уже о большой геоэкологии, по аналогии, например, с большой геофизикой.

Я использую еще и понятие «экоантропология». В этом случае надо рассматривать в качестве дома обитания («эко» – по-гречески и есть дом) и семью, и свой дом, и город, и государство, и Земной шар, и даже Вселенную. С другой стороны, и человека нужно рассматривать и с позиции чисто материальной, и с позиции духовной, что позволяет навести определенные мосты между Творцом и человеком. Например забота об экологии души проявляется, как мы неоднократно слышали, у присутствующего здесь Владимира Робертовича Анищенкова, который проводит интереснейшие беседы о нравственных аспектах жизни человечества.

Взаимоотношения между религией и наукой обсуждались множество раз, и одна из работ на эту тему – монография киевлянина Обухова «Законы Евангелия и законы кибернетики». Следует отметить и выступление президента Российской академии наук Юрия Сергеевича Осипова в 1998 году на открытии Всемирного русского народного собора, где он провозгласил основной тезис, что истина не доказуема, а показуема, то есть подчеркнул, что мы в наших моделях только более или менее адекватно подходим к познанию истины, но не добиваемся истинного решения проблем. Полтора года назад мы совместно с супругой сделали на «Глинских чтениях» сообщение «Геологи в сфере православной веры», и это сообщение получило интересный отзвук.

Теперь о земле. Есть одна очень четкая вещь, которую я обсуждал со своими единомышленниками, и, в общем-то, несогласных со мной не было. Главный наш (и не только наш) тезис состоит в том, что земля – это дар Божий, и к ней соответственно нужно относиться. Она не является товаром, не может быть продана, приватизирована, выброшена, оставлена без заботы и ухода. В противном случае возникает объективное противоречие: Господь Бог отвел человеку примерно сто лет жизни, а подчас случайная группа «уполномоченных» людей продает землю на вечные времена. Вот уж действительно правомерно высказывание «ничто не вечно под луною». Выходит, что мы за Господа Бога решаем вопросы о вечной жизни и о вечном функционировании земного руководства.

Владимир Анищенков: Когда нет нравственного отношения к земле, начинается купля-продажа, и нам, конечно, нужно осознать всю гибельность такого пути и сделать все возможное, чтобы ему препятствовать. Нам нужен референдум по земле.

Валентин Чубаров: Да. Учитывая, что земля не является творением человека, который в лучшем случае за ней так или иначе ухаживает, признать землю товаром недопустимо. В связи с этим обстоятельством теория Карла Маркса оказалась неприложимой к сельскому хозяйству, его построения нельзя отнести к сельскохозяйственному производству. Маркс вскрыл противоречие между общественным характером труда и частным способом его присвоения, но земля – это не дамские чулки, которые можно быстро изготовить, продать и нажить на этом капитал. Земля (территория) формируется в течение многих тысячелетий, и что же это за товар, который формируется в течение столетий, за которым нужно ухаживать? Существует закон традиции. В биологии это особенно ясно: чтобы сделать прогноз, нужно знать развитие системы в прошлом, ее настоящее состояние и условия ее развития в будущем.

Земля – это не просто клочок земли для сельскохозяйственной обработки. Это понятие включает в себя и биосферу, и литосферу вместе со всеми фазами ее состояния, всеми геофизическими полями. Возможно ли приватизировать все это, включая тучку на небе и утреннюю зарю? Это же абсурд. Важнейшая составляющая земли – вода, в том числе и подземная. Например, если источник в Боржоми будет загрязнен, то минеральную воду «Боржоми» уже никто не купит. Покойный Николай Алексеевич Плотников, наш известный гидрогеолог, сделал замечательный фильм «Подземная вода – драгоценный дар природы». В то время он, конечно, не мог сказать, что это Божий дар, но мысль эта в фильме присутствует.

С землей в самом широком ее понимании, с окружающей средой, с ландшафтом тесно связано зарождение и функционирование любого этноса, о чем писал известный русский ученый Лев Николаевич Гумилев. «Этнос, – по Гумилеву, – есть устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, связанный с теми или иными природными условиями, отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени». Вот теперь представьте: если связь народа с землей так глубока, а земля, которая определяет существование человека, будет продаваться, то исчезнет, будет уничтожен и сам этнос. Потеря родной земли для любого этноса представляет смертельную опасность, в том числе и для этноса славянского. Попытки убрать из-под ног землю-матушку и существовать без этой опоры и без Божьей помощи приводит обычно и к гибели природы, и к гибели этого этноса.

В чем соответствие между законами Евангелия и законами природы? Иисус Христос сказал в Нагорной проповеди: «Входите тесными вратами, потому что широкие врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». И вот эта бездумная, неконтролируемая распродажа земли, пренебрежение экологическим благополучием своей земли ради сиюминутной выгоды – это и есть путь в широкие врата, ведущий к погибели, к возрастанию энтропии. Наоборот, более трудный путь, который требует от идущего решений, основанных на нравственных началах, на соблюдении равновесия в природе, на бережном отношении к природе – это путь в те самые узкие врата, и именно он ведет к продолжению жизни любой системы, в том числе и природы, и народа, и человека.

В. Н. Чубаров
В. Р. Анищенков



© Народ Инфо, 2007-2008