Народное радио

Интернет-вещание

 

22.10.2008


Николай Холявченко

Лидер Федерации еврейских общин России, раввин Берл Лазар обеспокоен возможным преподаванием со следующего учебного года «Духовно-нравственной культуры» в российских школах. По его мнению, «новое название лишь маскирует реанимацию идеи всеобщего преподавания «Основ православной культуры». «Через несколько лет попытки навязать одну религию всей стране приведут к очень негативным последствиям, – заявил священнослужитель в интервью изданию «НГ-религий».

 Есть мнение, что обсуждение темы включения в школьный учебный процесс изучения основ православной культуры, продолжающееся уже не первый год в российском обществе, завершится ещё не скоро. Этому с упорством, достойным лучшего применения, противостоят апологеты так называемой толерантности и представители некоторых других конфессий. Возьмём, к примеру, интервью лидера Федерации еврейских общин России, раввина Берл Лазара, которое опубликовано в издании «НГ-религий» в номере от 15 октября 2008 года. В интервью было поднято несколько тем, две из которых напрямую относятся к нашему сегодняшнему разговору. Поэтому остановлюсь на этих высказываниях, и попробую вкратце прокомментировать их.

Один из аспектов, с которым выступил Берл Лазар, касался предполагаемого с 2009 года преподавания в российских школах предмета «Духовно-нравственная культура». На вопрос о том, имеет ли Федерация еврейских общин России какой-то план действий в связи с этими нововведениями, священнослужитель без обиняков ответил: «Эта проблема нас очень беспокоит». Ещё через три предложения не на шутку «обеспокоенный» раввин высказал предположение, что «в регионах чиновники поддерживают этот сомнительный проект, преследуя какие-то свои интересы». И хоть смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно, но вряд ли что-то кроме смеха и недоумения могут вызвать подозрения, в полном смысле слова, высосанные из пальца.

Какие такие «свои интересы» могут преследовать руководители местного и не только местного масштаба, озабоченные воспитанием в подрастающем поколении духовности и нравственности? Если эти руководители видят свою задачу в подготовке достойной смены, думающей не о том, кто сегодня побежит за «Клинским», а о судьбах Родины, то я – двумя руками за эти «свои интересы»!

В продолжение интервью Берл Лазар говорит: «Мы – верующие люди, но убеждены, что вера не приходит через насилие». И опять непонятно, о чём говорит уважаемый ребе. Разве можно назвать насилием то, что в обществе, 85 процентов которого составляют русские православные люди, уже около десятка лет ведутся дискуссии – вводить или не вводить в школьные учебные программы предмет «Основы православной культуры»? Разве можно назвать насилием то, что предмет этот предлагалось изучать факультативно, то есть – на добровольной основе? Разве можно назвать насилием то, что от первоначального названия предмета осталось лишь слово «культура» и исчезло (видимо, ненавистное для кого-то) слово «православная»? Наверное, в Израиле, где абсолютное большинство населения составляют евреи, вряд ли так долго решался бы этот вопрос, и вряд ли кому-то пришло бы в голову назвать это насилием.

 Кстати Израиль – это ещё одна тема в интервью Берл Лазара, которой я собирался коснуться. Отвечая на вопрос о своей исторической родине, интервьюируемый сказал: «…Израиль – духовный центр еврейского народа… Желающему переехать в эту страну надо осознавать,   что он переселяется в Святую землю и при этом берет на себя определенные духовные обязательства». Так почему же главный раввин России отказывает самой России быть духовным центром русского народа, главной религией которого является православие? Почему он так не хочет, чтобы в наших школах нашим детям преподавали «Основы православной культуры»? Почему он с таким излишним надрывом вопрошает российского читателя: «Что делать людям другой религиозной традиции…?»

Ответ здесь очевиден: людям другой религиозной традиции в России не возбраняется блюсти свои традиции, втом числе и религиозные, а заодно и со смирением наблюдать за тем, как Россия возвращается к своим духовным истокам. Более того, толерантное Российское государство берет на себя обязательство не устраивать гонений на этих людей, а позволяет им и впредь, как говорил Святитель Филарет Московский «коснеть в заблуждениях до тех пор, пока их не озарит свет Божественной благодати».

А пока обсуждение вопроса о преподавании ОПК (причём, без всякого насилия) продолжается в российском обществе. Пик этого обсуждения пришёлся на период президентства Владимира Путина, который также не остался в стороне от этой дискуссии. Буквально через два года после вступления в должность он несколько раз высказывался о своём отношении к вере как частном переживании. После этого газеты писали: «Вероятно, православная культура станет ещё более популярной после неформального одобрения её президентом Путиным».

И действительно тогда, в 2002 году, о роли религии в обществе Путин достаточно принципиально заявил: «Сегодня для России, когда мы вновь пытаемся найти и себя, и моральные устои жизни, очень важно вернуться к этому источнику». Что касается факультатива по Закону Божьему, президент сказал, что «об этом можно и нужно говорить». И, наконец, в августе того же года в Казани Путин сформулировал свою позицию: государство должно «создавать условия для работы» религиозных организаций, чтобы «между ними и гражданами не было никакой стены», «было бы ошибкой отделять человека от Церкви», т.к. «ничего не может, кроме религии, донести до человека общечеловеческие ценности», подчеркнул президент.

Уже в ноябре того же 2002 года Минобразования разослало письмо тогдашнего министра Владимира Филиппова региональным органам управления образованием о «Примерном содержании предмета «Православная культура». Этот 30-страничный документ должен был стать ориентиром в вопросах изучения православия в начальной, средней и старшей школе. И вот те зёрна, брошенные в ещё не совсем засохшую русскую землю, дали в течение следующих лет неплохие всходы.

В сентябре 2006 года социологи провели специальное исследование, посвящённое изучению мнения россиян относительно преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе. Всего было опрошено 500 жителей 8 крупных городов страны. Участникам исследования, имеющим несовершеннолетних детей, был предложен вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети изучали в школе предмет «Основы православной культуры?». Более половины родителей, а именно – 51,7%, ответили положительно. Такой результат можно считать естественным, ибо к тому времени уже в сотнях школ России, в частности, в Московской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Смоленской и других областях стали преподавать ОПК, и люди увидели в этом едва ли ни единственное спасение своих детей от тлетворного влияния нечистоплотных СМИ, ведущих (вот уже около двух десятков лет) оголтелую пропаганду культа разврата и насилия.

Всё это, конечно же, несказанно обеспокоило радетелей межнационального и межконфессионального равноправия – начиная от раввинов и муфтиев всевозможных рангов, и кончая депутатами и правозащитниками. Они, словно вспомнили высказывание президента о том, что «об этом можно и нужно говорить». И они заговорили хором, дружно и звонко, порой рискуя сорвать голос. Однако, репертуар оказался весьма скудным: его вполне можно было обозначить фразой главного раввина России Берл Лазара о том, что «вводить только основы православной культуры, – ошибка. Это опасно. Это может привести к разногласиям, к спорам о том, чья религия лучше, к разделению, раздорам и насилию в школах».

 Но всех, чересчур обеспокоенных «разгулом» православия в России, постарался успокоить Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П. В одном из своих интервью он сообщил, что «ОПК» и другие подобные предметы уже преподаются во многих регионах страны, он подчеркнул, что «нигде это не привело к межрелигиозным и межнациональным конфликтам». «Никаких негативных последствий не породило и преподавание в ряде регионов ислама и иудаизма», – добавил предстоятель Русской православной церкви. И хотя никто из нормальных людей в этом и не сомневался, думается, что его оппонентам была бы куда больше по душе информация диаметрально противоположного содержания. Вот здесь бы они разгулялись: можно только представить себе какого размаха кликушество открылось бы миру.  

Николай Холявченко

   К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10