Народное радио

Интернет-вещание

 

03.03.2008


Н. В. Маслов
И. С. Шишкин

Государства, племена, народы уходили с карты мировой истории только по одной причине: безнравственное поведение. Падение нравов в одной семье, даже у одного человека в конечном итоге приводит к тому, что исчезает целое племя, или целый народ, иногда целые государства. – И. С. Шишкин беседует с известным общественным деятелем, доктором педагогических наук Н. В. Масловым.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, главным событием последних дней, которое занимает полосы всех газет, теле- и радиоэфир, стали события, связанные с косовским прецедентом, но в подавляющем большинстве материалов речь идет о том, к чему это может привести мир, к чему это может привести Европу, к чему это может привести Россию. Я же предлагаю рассмотреть, почему это стало возможным, и, проанализировав именно причины произошедшего, посмотреть, возможно ли такое у нас, и есть ли у нас угрозы развития по подобному сценарию, и есть ли у нас возможности отстоять нашу страну от применения подобных технологий.

То, что произошло нарушение международного права, это ясно, и это признают везде, даже в Соединенных Штатах. Но для того чтобы Соединенные Штаты или любой другой злоумышленник, как угодно назовите, смог отторгнуть Косово от Сербии (а это историческая часть Сербии, которую иногда сравнивают с Владимирским княжеством в России), должны были произойти события, которые привели фактически к неизбежности этого результата. На этой древней сербской земле к XXI веку оказалось в девять раз больше албанцев, чем сербов, и просто странно было бы, если бы не появился какой-нибудь желающий поучаствовать в подобной ситуации. Ведь сначала должна была создаться такая ситуация, чтобы США могли поддержать главенствующую этническую общину.

Николай Маслов: Здесь, наверное, не столько этнический вопрос, хотя он как бы коренной. Если окинуть взглядом всю карту мировой истории, можно понять, что государства, племена, народы уходили с этой карты только по одной причине: безнравственное поведение. Падение нравов в одной семье, даже у одного человека в конечном итоге приводит к тому, что исчезает целое племя, или целый народ, иногда целые государства, а иногда и величайшие империи.

А что касается сегодняшнего Косова, то с точки зрения морали, юриспруденции появился новый виток, приближающий мировое сообщество к мировому правительству: узаконили беззаконие. Попраны все представления о морали и праве, которые есть сегодня в сознании людей, а все, что люди называют беззаконием, сегодня узаконили. В свое время ведущие мировые державы, которые победили во Второй мировой войне, узаконили, опираясь на мировую юриспруденцию, послевоенные границы, установили определенный мировой порядок, а все остальные государства согласились с этим правом победителей и с этими правилами поведения, хотя, может быть, многие это сделали, стиснув зубы. Но время идет, и одни страны свои позиции укрепили, другие их потеряли.

Можно привести такое сравнение. Вот два ларька на улице с одинаковыми начальными условиями. Если один владелец будет спать с утра до вечера, или пить-гулять, то этот ларек пропадет, и этот владелец разорится и пойдет по миру. А второй, который будет рано вставать, поздно ложиться, стекла протирать, продукцию свежую давать, будет жить и дальше развиваться, а потом сделает этот ларек супермаркетом. Вот примерно это Сербия и Косово. Я думаю, что сербы проспали всю свою жизнь последнюю. Это обидно, потому что не только сербы ведь проспали. Ведь Сербию захватили и разделили принудительно. Но вот и другая страна – Болгария, в которой сегодня есть города, где говорят только на английском языке, живут 90 процентов англичан, руководят городами англичане. Почему об этом никто не говорит?

Игорь Шишкин: Потому что все тихо, мирно, никто даже не пытается сопротивляться.

Николай Маслов: Да, там уже давно никто не сопротивляется, но, извините, сколько русские положили жизней, чтобы освободить Болгарию от османского ига? Но вот прошло сто тридцать лет, и только священники в России и в Болгарии, только Церковь болгарская и русская вспоминают эти события, молятся о павших воинах, а все остальные пьют «Пепси-колу» и жуют жвачку. Ни в России этого никто не помнит, в том числе и молодежь, ни в Болгарии, и Болгария сегодня уже никакого практически отношения не имеет к России, хотя они должны быть благодарны всю оставшуюся жизнь. Мы их физически спасли. Кто в этом виноват, болгары? В какой-то степени, да. Но то, что нас не помнят, виноваты, прежде всего, мы, русские.

То же самое и Косово. Конечно, сегодня это очень плохой пример даже для простого человека, который видит, что на геополитическом уровне можно нарушать закон. Он подумает: почему нельзя лично ему у кого-то украсть, у кого-то кусок дачи отобрать или в лесу деревьев напилить и продать их в Китай?

Игорь Шишкин: Это пример сильный: «Я же могу».

Николай Маслов: Ну, естественно. Все мировое сообщество опустилось еще на одну ступень ниже морального уровня. Это, естественно, приведет к падению нравов во всем мире, приведет к конфликтам, к криминализации, к ухудшению межгосударственных отношений, к ухудшению отношений между бизнесменами. Количество порядочных людей во многих странах уменьшится. Но мне кажется, как ни странно, что Косово, Сербия – это очень хороший урок именно для русских, для Русской Православной Церкви, для России. Мы прекрасно понимаем (те, кто хочет понимать), что это борьба не за клочок земли, такой земли тьма, но Сербия была бастионом Православия.

Что такое Православие? Это не просто правильная религия в отношении к Вседержителю, а это еще образ высокоморальной, высоконравственной жизни, и многих людей в мире, таких, как американское правительство, американский бизнес, немецкое, английское правительство, не устраивает мораль. Их устраивает только одно: у более слабых, но более богатых народов отобрать и взять себе все их богатство. Английская империя всегда только этим и жила. Немцы сколько раз к нам ходили, все время воевали. Католическая империя все время в крестовых походах занималась захватом других народов и иждивенчеством, жила за счет других. Только русские никогда не позволяли себе этого, и народы, живущие с русским народом, никогда не позволяли себе иждивенчества. Даже при советской власти мы от них ничего не брали, только им давали, чтобы помочь им в грамотности, помочь им с точки зрения медицинского и социального обслуживания.

Кто научил среднеазиатские страны от Казахстана до Таджикистана всему этому? За чей счет грузины занимали первое место в мире по количеству кандидатских и докторских работ на душу населения? За счет щедрости русского народа. Но народ русский щедр только по одной причине, что по сравнению со всеми другими он еще высоконравственен. Так воспитала нас Русская Православная Церковь. Даже с врагом поделись. Суворов, когда брал себе компаньонов в другие страны, против третьих стран воевали, то, когда делили количество пушек (это известный факт), говорил, «Да отдайте им все, а мы еще себе завоюем. Они-то без нас ничего себе не завоюют». Это только Суворов мог так поступить.Справка

Отто Бисмарку часто приписывают фразу, что, если и начнется когда-то большая война, то начнется она из-за какого-то пустяка на Балканах. Если опустить параллели с мировой бойней начала XX века, то сейчас мы стали свидетелями краха не только международного права, но и всех принципов, которые были заложены еще на Ялтинской конференции 1945 года. Как и в любом этническом конфликте, найти правых и виноватых в косовской трагедии сложно, однако можно проследить некие странные тенденции. Во время османского ига эта колыбель сербской культуры на протяжении столетий заполнялась пришлым шиптарским населением. Во время Второй мировой войны албанцы, в большинстве своем воевавшие на стороне фашистской Италии, получили государство Великая Албания. Они произвели этническую чистку, убив или изгнав большую часть сербского населения. Общее число беженцев составило 400 тысяч. Уже после войны этнический хорват Иосип Броз Тито, надеясь на вхождение Албании в состав Югославии в обмен на передачу ей Косова и Метохии, принял 400 тысяч беженцев из Албании и переселил из Косова и Метохии в другие регионы Югославии 200 тысяч сербов. Одновременно расширялось самоуправление провинции: в 1946 году она стала национальной областью, а с 1963 – автономным краем. Уже к тому времени соотношение албанского и сербского населения достигло девяти к одному.

После распада СФРЮ итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические сложности, стало упразднение автономного статуса Косова. То, что происходило в крае последние десять лет, мы видели собственными глазами, и вот 17 февраля 2008 года парламент Косова объявил о независимости края в одностороннем порядке. Это противоречит Хельсинкскому акту 1975 года «О безопасности и сотрудничестве в Европе», в котором четко закреплен статус нерушимости европейских границ. Надо сказать, что независимость Косова не попадает и под право нации на самоопределение, поскольку у албанской нации уже имеется свое государство – непосредственно Албания. Таким образом, это второе албанское государство в мире. Кроме того, Косово было «вычленено» НАТО из территории государства Сербия военным путем внешней агрессии без санкции ООН и без согласия самой Сербии. Впервые в мире произошла девальвация нации как, по сути, единственного легитимного субъекта международного права. На примере Косова выяснилось: чтобы создать собственное государство, теперь вовсе не обязательно быть нацией – достаточно быть неясно выраженной этнической группой или просто племенем.Андрей Куприянов_____________________________________________________________________________

Косово– это новый большой шаг к мировому правительству. От этого, наверное, никуда не денешься, но какую роль здесь играем мы? Могли ли мы сделать этот шаг короче? Могли ли мы не допустить кровопролития, сохранить Сербию? Наверное, могли. Но, слава Богу, что пятнадцать лет назад в России такие клочки не отделились, а то собирались и на Кавказе, и Россель про уральскую республику говорил, и Якутия волновалась. Их же тьма, таких деятелей, когда нет центрального стержня, на который все смотрят. Этот стержень – государствообразующий народ, русский православный народ.

Не зря еще Бжезинский в свое время сказал, что после разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось Русская Православная Церковь, а в 1997 году это напечатала российская «Независимая газета», принадлежавшая Березовскому. Почему именно русское Православие? Потому что только оно в состоянии дать людям силу духа, чтобы они могли бороться, отстаивать свои нравственные ценности, свою Родину, не бояться ни смерти, ни лихоимств, ничего. Никакой президент вне Церкви, вне этих нравственных законов ничего не может дать государству. Временно – да, может, надеть оковы, как при сталинском режиме, и пока оковы крепки, режим держится. Но оковы не могут быть крепки вечно. С Украиной скоро будет то же самое – начнет разделяться пополам.

Игорь Шишкин: Они уже говорят, что подобный вариант возможен в Крыму.

Николай Маслов: Так они «нашим – вашим, давай спляшем». Этот несчастный Ющенко целенаправленно ведет Украину к разделению. Вот придумал, что нельзя кино показывать на русском языке, зная, что там большинство людей говорят только на русском.

Игорь Шишкин: Прекрасно знал, что разразится скандал.

Николай Маслов: Но он уже инструмент. Может быть, сейчас они сообразят и это как-то приостановится. Но решить это может не президент, а только украинский народ, если восстанет и вымолит у Бога себе еще сохранение государства. А если нет, то будет побираться на папертях где-нибудь в Лондоне. В Европе пол-Украины работает, женщины в горничные идут.

Игорь Шишкин: На эти уроки ведь и нужно обратить внимание. Конечно, нужно определить: то, что сделали в Косове – это преступление, там узаконили беззаконие, но главное – нужно сделать выводы, извлечь уроки из этого.

Николай Маслов: Они предали всю свою правящую элиту, предали тех, кто сражался с оружием в руках, тех генералов, которые отстаивали единство страны. Милошевич умер, и многомиллионный народ ничего не сделал, хотя мог восстать. Вот сейчас Косово: пока не приняли эти самые мелкие государства в НАТО, ну что же там? Там и свет, и энергетика, и транспортная инфраструктура вся идет через Сербию. Ну, уж вы тогда или воюйте, отстаивайте свое право, или смиряйтесь, идите в оковы и забудьте о своем существовании, как о нации.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но это ведь касается и нас в очень сильной степени. Получается похожая ситуация: в Сербии происходила депопуляция. Количество сербов снижалось, а преподносилось все это тоже как появление семьи европейского типа, что это рост цивилизации, поэтому в семьях так мало детей, а албанцы, мол, дикие. Разве мы сейчас не видим этого в России? Одни этносы увеличивают свою численность, другие уходят.

Николай Маслов: Подражание Западу, подражание другим народам. Вот подражают моде, песням, какой-то юбке несчастной там, или какой-то новый артист появился, который через десять лет уже умирает в тюрьме от наркотиков или где-то под забором, но эти десять лет он будоражит сознание. И страсть к этому слепому подражанию специально вливается в сознание людей, и особенно восприимчиво к этому молодое поколение. Люди более пожилые прошли этот период и знают пагубность этих действий. Государство не ограждает молодое поколение от дурного влияния, как будто оно немое, глухое, безрукое или бессильное. Оно отстранилось.

Сегодня есть власть, и есть отдельно средства массовой информации, которые, наверное, сильнее власти, потому что они делают все, что хотят, поэтому, конечно, самое важное – навести порядок в России в этой сфере. Это, конечно, такой идеологический фактор, который выбивает людей из колеи, плюс к тому плохие примеры, подаваемые нашими государственными чиновниками, их безнаказанность. Например, начальник ГАИ выезжает на встречную полосу движения, сбивает человека, слава Богу, не на смерть. И вот он оказывается невиновным. Уже проходит третья неделя, всем дали команду замолчать, все молчат. Но его Бог наказал в какой-то степени – на его совести уже есть такой грех. Может быть, и хорош русский народ, что никто не выходит на улицу по этому поводу, но засечка на сердце останется. А как здесь повело себя государство? Если этот начальник останется безнаказанным, то разрыв между государством и собственным народом увеличится, государство даст еще одну трещину. Вот что значит безнаказанность. Она же порождает и коррупцию и так далее. Конечно, об этом нужно говорить, чтобы власть имущие понимали это.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но помимо этого, есть еще один важный урок, который нам нужно вынести из сербских событий. Существует еще такое явление: часть правящего слоя, ориентированная на интересы не собственного народа, а сил, стоящих вне государства, и готовая сделать все против своей страны, лишь бы иметь собственную выгоду. В Сербии это наблюдалось. После того, как Милошевича отстранили от власти, туда пришли люди, которые совершенно сознательно устроили травлю всего, что было патриотического, что было духовно здорового в Сербии. А разве у нас нет таких деятелей на высоких постах?

Николай Маслов: У нас они были и сейчас есть.

Игорь Шишкин: Сейчас у них забрезжила надежда, что при смене власти будет другой ветер. И вот уже сразу откуда-то выскочил Чубайс, уже Кудрин начинает делать заявления о том, что наша самостоятельная внешняя политика экономически неэффективна.

Николай Маслов: Это люди, которые хотели бы попасть в мировое правительство, понимая, что их внутреннее состояние не позволит им встать во главе нашего государства. Сегодня Церковь смогла сплотить вокруг себя многие миллионы людей, и многие видят в этом в этом духовном сообществе силу, которая готова противостоять любым внутренним и внешним врагам. Конечно, те, кто надеется на «другой ветер», это видят, поэтому и заигрывают. Так называемые «правые» партии, все эти яблочники и прочие, даже близко не подошли к финишу. Все это говорит о том, что наши люди немножко встряхнули свое сознание, и есть тенденция к улучшению ситуации в России, может быть, не такими быстрыми темпами, как бы нам хотелось.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы сказали, что есть обнадеживающие тенденции, которые позволят избежать ситуации, подобной косовской. Но ведь демографические показатели у нас примерно такие же, как у сербов, во властных структурах у нас полным-полно такой же публики, которая привела сейчас к сербской трагедии, в средствах массовой информации у нас делают то же самое, что делали в Сербии, чтобы растлить молодое поколение, чтобы выветрить из них навсегда понятие патриотизма. Правда, конечно, к счастью, у нас это не удалось.

Николай Маслов: Да, с демографией у нас плохо, что бы там ни заявляли об улучшении, разве что чуть меньше стала убыль населения. Ведь увеличение золотовалютных запасов и стабилизационного фонда – это не есть улучшение жизни людей. На их жизнь это никак не повлияло, потому что эти запасы где-то лежат, мы не знаем, где, но то, что цены перегоняют скорость звука, видят все. Качество жизни не улучшилось. 42 тысячи самоубийств в год, причем на самоубийство идут не пожилые люди, а молодежь. Почему? Итог один: неустроенность жизни. Цель жизни людям непонятна. Если бы христианская традиция нравов и морали была государственной, то было бы вообще десять самоубийств, а не 42 тысячи. За весь тридцатилетний период служения митрополита Филарета (Дроздова), это XVIII – XIX век, во всей его епархии был только один развод.

Игорь Шишкин: А сейчас мы по этому показателю Европу обгоняем.

Николай Маслов: Сегодня теряется такое понятие как семья. Христианство облагородило мир, дало стандарт. Именно русский стандарт семьи – это вершина жительства мужчины с женщиной. Только христианство могло такой стандарт дать, но его-то как раз и уничтожают, а если уничтожают такой фундамент как стандарт, а государство – это семейство семейств, то не будет и государства. Его можно потом брать голыми руками.

Что такое самоубийство? Раньше все знали, что самоубийц в церкви не отпевают. Если уж в какой-то деревенской семье случалось самоубийство, этот дом палили и уходили из этих мест. А у нас 90 тысяч человек ежегодно умирает от алкоголизма. И есть еще одна страшная цифра, но она касается не только России. За последние пятьдесят лет в мире появилось около трехсот новых болезней и в четыре раза увеличились темпы их роста. Нравственная болезнь порождает физическую болезнь, и чем больше нравственных пороков, тем больше физических болезней. Все это предвестники мирового хаоса, который наступит перед приходом мирового правительства.

Есть люди, которые отстаивают стабильность, благополучие, нравственные устои в обществе, а есть люди, которые способствуют процессу распада, и эта борьба добра со злом так и идет в течение всего существования человека на земле. Господь говорит через своих святых, что за грехи человеческие будет посылать болезни, и как только люди найдут лекарство от одной болезни, уже появятся две новых. Казалось бы, пример есть: все цифры налицо, и нужно встряхнуться и всем побежать сегодня же в храм. Но не все же побегут, некоторые даже от стула не оторвутся, но кто-то задумается. И об одной овце Господь заботится, бросает все стадо и идет спасать одну.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, с чем вы связываете свои надежды, что России в этой ситуации удастся переломить подобные тенденции? Все мы понимаем, что Косово это действительно только небольшой полигон. Обкатали расчленение одной страны, и дальше можно сколько угодно повторять. Потом к нам с этим же придут.

Николай Маслов: К нам не придут. Как сказал Александр Невский: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет». Вся история государства Российского говорит о том, что не зря Россия самое богатое государство. Бог благоволил к России только по той причине, что тогда русские свою жизнь содержали в чистоте. Но как только упали нравы в конце XIX века, сразу произошла революция.

Игорь Шишкин: Кстати, среди молодежи в конце XIX века тоже было много самоубийств.

Николай Маслов: Конечно, потому что к концу XVIII века стала распространяться либеральная демократическая западная идеология, началось падение нравов – пришел Наполеон. В конце XVI века – Смута, в XIII веке татаро-монгольское нашествие. Все это – военные потрясения, природные катаклизмы, отсутствие рождаемости, – все это следствие падения нравов, морали в обществе. К сожалению, в школе нам преподавали другую историю и все это преподносили по-другому. Начинается это всегда с высших эшелонов власти и заканчивается в самых низах. Сколько бы советская власть ни пропагандировала «любимого Ленина» с его, так сказать, кликой, все равно пришел 90-й год, все равно произошла революция, все равно произошел распад Советского Союза. Стержнем страны во все времена был высоконравственный русский народ, и как только он потерял силу, не стало Советского Союза. Поэтому сколько ни вкладывай сил в ложное учение, сколько ни приноси жертв лживым идеям, плода доброго не жди: вот результат. Из этого нужно делать выводы и народу, и каждому из нас.

Можно кивать на Путина, на Медведева, на кого угодно, но каждый из нас может содержать свою семью независимо ни от чего в чистоте и нравственном порядке. Это будет ваш личный подвиг. И когда таких подвигов будет много, когда ваша капля соединится с другой, появится бурная река, которая сметет все на своем пути. Так что, конечно, хорошо, когда «барин все рассудит», но лучше, когда каждый из нас на своем месте будет воином, будет защищать свою Родину своими силами. Если даже человек болен и лежит в постели, не может встать, то его желания, его мольбы Бог оценивает как дела и дает за это милость ему или его государству. Если Россия не будет сопротивляться нравственному разложению общества, ее постигнет худшая участь: у нее ни на что не будет сил. А если она устоит, если возродит свои духовные ценности, то появится что-то, я не знаю пока, что именно, но победа будет за правдой. Обязательно. Я не просто в этом уверен, а так свидетельствует вся история человечества. Откуда явился Всемирный потоп? Откуда явились Содом и Гоморра? Откуда вавилонское смешение? Все это результаты нравственного падения человека. Все, за этим следует крах. Не важно какой – от воды, от огня, от меча, или от татаро-монголов, или от американцев, но обязательно падение одного или другого народа или государства, так же, как и отдельной семьи. Вот и все.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, в связи с этим, как вы чувствуете тенденцию нравственного состояния русского народа? Конец 80-х – начало 90-х годов – это были годы целенаправленной обработки по растлению народа, страна распалась, и никто даже не возмутился. Я помню день, когда объявили о ликвидации Советского Союза. На Манежной площади стояла кучка людей, человек тридцать – сорок, и выкрикивали лозунги протеста, и все. Остальных это просто-напросто не волновало. Прошли годы. Как вы сейчас оцениваете состояние духа народа?

Николай Маслов: Когда рухнул Советский Союз, я точно не знаю цифры, но думаю, что было тысяча храмов и два монастыря. Сегодня уже 30 тысяч храмов, десятки тысяч православных школ и миллионы верующих православных людей. Вот уже люди из Владивостока люди идут крестным ходом в Москву пешком. Уже прошли несколько тысяч километров. Это же какую нужно иметь любовь к Отечеству, чтобы понести такой подвиг ради того, чтобы в России стало лучше. Это ли не пример, это ли не залог успеха? И таких масса. Такой же крестный ход идет с Алтая. То есть это восемь лучей идут по всей стране и сойдутся где-то в июне месяце в Москве. Вот это и есть подвижники. Помните, когда я говорил подведении итогов президентского правления, я сказал, что президент должен на коленях поблагодарить русский православный народ, что все, что у него получилось, сделалось благодаря его личному усилию, и благодаря молитвам и слезам вот этих православных людей.

Сегодняшнее молодое поколение, дети, которым сейчас три, пять, десять лет, до пятнадцати лет, именно они и будут теми воинами, которые будут защищать Россию и защитят всегда. Это те люди, которые не знают атеизма, которые еще не до конца испортили свою душу телеэкраном, но которых бабушки в знак своего собственного покаяния уже повели в храмы. Те, кому сейчас три – четыре годика, такие истовые молитвенники. Именно эти наши дети, внуки, правнуки напитают свою жизнь в храмах, и за ними будущее.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, а почему вы думаете, что именно это поколение? Ведь на них сейчас обрушивается больше всего этих информационных технологий.

Николай Маслов: Я сейчас сделал для себя вот вывод из практических наблюдений. Те люди, которым сегодня тридцать – сорок лет, родились еще в советской эпохе, и у них не было возможности в детстве ходить в храм, а именно в детстве формируется личность человека, формируется душа человеческая, наполняется или добром, или злом. Даже если ребенок просто ходит в храм на молитвы в годик, два, в пять лет – это уже залог того, что у него всю жизнь у него будет проявляться это добро, и Бог ему будет всегда сопутствовать, что бы с ним ни случалось. Вот поэтому те дети, у которых теперь есть такая возможность, – это как раз будущее России.

Сегодняшние пятидесяти- и шестидесятилетние люди в те времена не верили в Бога, а сейчас, уже на закате своей жизни поняли, что все вокруг – суета, и только Бог, только Церковь – это то, что является естественно правдой. Эти бабушки и дедушки понимают, что время, к сожалению, упущено, но хватают своих внуков и внучек и ведут в храм. А дети их, которым двадцать – тридцать лет, родились как раз в революционную эпоху развала Советского Союза и не почерпнули ни советского порядка, ни здесь еще ничего не почерпнули, потому что их никто не водил к Богу. Это потерянное поколение, которое, конечно, имеет возможность войти в Церковь, но, скорее всего, защитниками Отечества они станут, но уже через своих детей, которым сегодня три – четыре годика. Это мои личные наблюдения за двумя десятками семей, которые мне близки.

Игорь Шишкин: Нужно отметить, что положительные тенденции действительно проявляются. Недавно пришло сообщение, что в Петербурге уже в законодательное собрание города внесен законопроект по ограждению детей от безнравственной информации, о жесточайшей цензуре детских книг. Министерство культуры, которое тоже долго раскачивалось, чтобы начать борьбу с безнравственностью в СМИ наконец вносит соответствующий законопроект.

Николай Маслов: Многое, многое делается. У нас, пока губернатора не убьют в собственном кабинете, никто не задумается, что пора заняться нравственным состоянием общества, пора вводить воспитание в образование и цензуру в СМИ.

Игорь Шишкин: То есть эти процессы уже запустились в России?

Николай Маслов: Они идут, и идут очень эффективно. И мы должны их поддерживать, направлять и не прекращать свою борьбу за это, иначе – смерть. Не зря же я говорю о том, что открылось много храмов, много монастырей: там, где есть монастыри, началась совсем другая жизнь, в том числе, постепенно улучшается и экономическая жизнь. Например, начала возрождаться Курская Коренная пустынь, и там у людей появилась работа, заасфальтировали дороги, подвели газ, все преобразилось. Там, где есть Церковь, там жизнь.

Н. В. Маслов
И. С. Шишкин

   К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10