Народное радио

Интернет-вещание

 

08.02.2008


Елена Борисова
Андрей Иванов

В Москве, в Институте Востоковедения РАН, прошёл Третий Всероссийский форум антиглобалистов. На форум собрались делегаты более, чем из 20 городов России, а также из стран СНГ. Антиглобалистское сопротивление появилось в нашей стране как неформальное объединение людей, не признающих единственной возможностью развития человечества глобализацию «по-американски». Костяк движения составили представители разных политических партий и религиозных общин традиционных для России конфессий. Вместе с известными учеными, писателями, деятелями искусства идёт попытка выработать альтернативный проект жизнеустройства.

О прошедшем форуме и о перспективах дальнейшей работы участников антиглобалистского сопротивления беседуем с секретарём орготдела Форума Еленой Борисовой.

Андрей Иванов: Елена Георгиевна, расскажите, пожалуйста, подробнее о прошедшей конференции. Каковы её основные задачи и цели?

Елена Борисова: Главной задачей было показать, что все противники нового мирового порядка, по крайней мере, в России и в странах СНГ не только придерживаются общих взглядов на общего врага, называемого новым мировым порядком, но и имеют достаточно сходное представление о том, каково то будущее, какое мы бы желали видеть в результате борьбы. Поэтому основной задачей было принятие документа будущего антиглобалистского проекта. Он был представлен в спецвыпуске газеты «Планета Антиглоб».

Собрание оказалось достаточно разнообразным, зал не вмещал всех желающих. Участников конференции оказалось очень много, была и православная группа, были и представители от различных партий. Наше недавнее прошлое вызывает более, чем бурные споры, и вопросы российской государственности ещё не решены, но представление о том, как надо жить оказалось более-менее схожим. Жёсткая конкуренция, которая ставит сегодня практически всю землю на грань истощения, конечно неприемлема. В то же время участники активно выступали за свободу творчества. Например, там присутствовал создатель Российской пиратской партии и его соратник, который является руководителем движения «Поп-революция», молодой рок-певец Артём Суслов. Мы провели пленарное заседание, на котором выступил вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов, теоретик из Санкт-Петербурга Сергей Строев, известный адвокат Ольга Яковлева, которая зачитала послание заместителя Зюганова по партии Владимира Кашина, активно сотрудничающего с православными антиглобалистами.

На конференции было несколько секций: для православной общественности, на которой обсуждались вопросы о введении новых типов паспортов и личных номеров; вторая группа искала возможность сохранения духовных и экономических основ, которые были в Советском Союзе и, по-прежнему, актуальны для сегодняшней действительности и в странах СНГ. На форуме выступали представители Украины, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана. К нам приходили Борислав Милошевич, бывший посол Югославии в России, спецпредставитель Кубинского посольства, московский корреспондент газеты «Пренса Латина», были получены приветствия из США, от группы Линдона Ларуша, из Ирака, столицы оккупированного мира, как они сами себя называют. То есть наша встреча показывает, что эта проблема волнует не только россиян.

Вопросы, затрагиваемые на конференции, были самыми различными, и мы видели, как решаются некоторые проблемы. Например, активное участие в форуме принимали представители из Украины, в частности, известный киевский психолог Алексей Мартюшев. Помимо украинских реалий, он говорил об общей для нас проблеме: проблеме воспитания детей, воздействия на них. Он даже упомянул о ювенальной юстиции, о способах введения изменений в законодательство, которые позволяют детям подавать в суд на родителей. Кстати, в России основы этого уже введены и кое-какие негативные результаты этого заметны.

Была и информация о Всероссийское родительском движении, которое охватывает и Украину, и другие бывшие советские республики. Например, ему удалось выступить против создания одной из игорных зон. Эти специальные зоны по решению правительства должны решить проблему распространения игорного бизнеса по стране, но расположены они не всегда в подобающих местах. Одна из них должна была находиться практически на побережье Балтийского моря, и таким образом, в месте отдыха родителей с детьми, мы получаем Лас-Вегас. Слава Богу, местные жители этого не хотят и собираются бороться. Говорят, что из таких игорных зон удачно выбрана только зона под Владивостоком: она находится в каких-то скалах, и дети туда точно не доберутся. А все остальные три — в местах, где живут люди.

Из резолюций я бы ещё отметила резолюцию о сохранении небольшого финского народа — водь, который живёт в нескольких сёлах. На языке говорит всего тридцать человек, и эти сёла попали в зону отчуждения Усть-Лужского порта — после отселения старые связи будут разрушены, а если это случится, и язык, и народ прекратит свое существование, в то время, как хотя бы одно село, по крайне мере, вполне можно было бы сохранить и улучшить в нём условия. Жители этого села выступили с просьбой организовать строительство порта так, чтобы эта территория осталась нетронутой.

Андрей Иванов: Елена Георгиевна, тупиковость модернизационного западного пути выстраивания мирового порядка очевидна сегодня многим. Но правильно ли я Вас понял, что на форуме была реальная попытка выработать альтернативу существующему мировому порядку, которой пока практически нет, кроме как пути сохранения традиций и пребывания в отсталости, присущей многим странам.

Елена Борисова: Я думаю, вы недооцениваете многие страны, которые реально предлагают альтернативу модернизации как таковой, потому что, видимо, стремление человека совершенствовать свою жизнь, её условия, вполне естественно и неостановимо. Человек понял, что он может воздействовать на жизнь свои интеллектом, когда взял в руки первое орудие труда.

Модернизация, естественно, не завязана только на западный вариант, который оказался экзотическим, но на время достаточно эффективным. Например, мы знаем вариант японской модернизации. На форуме был очень интересный доклад, в котором автор, заместитель директора Института Востоковедения Владимир Алпатов, сравнивал противостояние Японии глобализму и анализировал, возможны ли такие пути для России.

Есть и советский вариант модернизации, когда развитие индустрии было осуществлено в рекордные сроки с очень впечатляющими результатами, когда, кстати, удалось не только догнать западные страны, но превзойти их именно по научным и по технологическим показателям. Чего стоит выход в космос, который свидетельствовал о победе в этом соревновании!

Ну и, наконец, есть модернизационные исламские варианты, которые реализует Иран, и вполне успешные реализует — как раз недавно он продемонстрировал свою баллистическую ракету.

Андрей Иванов: Есть мнение, что Иран и исламские страны как раз противники модернизации.

Елена Борисова: Я тоже сталкивалась с этим мнением. Они настаивают на сохранение нравственных традиций в образе жизни, в отношении к миру, в сохранении религий. Но сохранение религиозных норм совершенно не мешает тому, чтобы осваивать мир и обращать его во благо человека. Мы можем привести пример других стран, которые также бурно развиваются, в том числе и в научном плане. Но именно в Иране это привязано к религии, теократической религии. Следование традициям не наносит никакого вреда развитию науки и техники. По-моему, сам по себе это очень интересный для человечества вывод.

Андрей Иванов: Когда заводят речь о глобализации, то говорят об опоре на национальные, традиционные ценности, но они же в итоге приводят не только к отсталости, но и к нарушению комфортной жизни, как например, в том же Иране, где нарушаются права человека. В то же время, Израиль — хоть и агрессивное государство, но самое демократическое на Ближнем Востоке.

Елена Борисова: А где права человека не нарушаются? Что происходит в демократическом Израиле? Блокада Сектора Газа, фактически блокада демократическими согражданами этого демократического государства. Израиль – западное государство по своему типу, причем западное со всеми его и недостатками, когда какие-то меньшинства воспринимаются как нечто чужое, как нечто внешнее, так же, как демократические Афины воспринимали своих рабов, не считая их гражданами. Афины были демократическим государством, но большая часть населения была бесправна.

Когда мы видим страны, опирающиеся на национальные традиции, мы видим нечто отличающееся от Запада. И, кстати, не могу не признать, что также Запад воспринимает и Россию. То, что мы отличаемся от них, даёт им основания считать нас варварами. Именно поэтому они были потрясены, когда мы оказались в состоянии провести модернизацию в рекордные сроки и, тем более, дойти до покорения космоса, атома. Но дело в том, что на Западе мало кто в состоянии воспринять другую цивилизацию как нечто полноценное. Платочки на головах женщин в Иране многими воспринимаются как нарушение прав женщин. В Турции тоже нарушаются права женщин: им не разрешают входить в этих платочках в государственные учреждения. Думаю, что это не самое страшное в мире нарушение прав. Из всех прав женщин я считаю своим самым главным правом воспитывать детей и внуков так, как мне кажется правильным, чтобы из них вырастали достойные девушки и юноши. Особенно тяжело воспитывать девушек, которых раньше растили в целомудрии, а нынешняя ситуация в стране полностью исключает такую возможность. Мне нужно право, чтобы мои дети и внуки сохранили свое здоровье, спокойно вышли замуж и женились, продолжили наш род. Но это моё право нарушено категорически. А вот если бы нас заставили для сохранения этого права ходить в платочках или в беретах, то я бы перетерпела всё это.

Андрей Иванов: В XX веке Россия предложила альтернативные модернизационные проекты. Это был советский опыт. Наблюдается ли сейчас в антиглобалистском движении отход от этого опыта и поиск каких-то новых альтернатив? Складывается ощущение, что единственный предлагаемый альтернативный путь — отказаться от развития и вернуться к религиозным корням.

Елена Борисова: Да, в принципе, в антиглобалистском движении в мире есть много различных направлений, вариантов, опять-таки, чаще всего мы знаем именно западные варианты антиглобализма, но своих много и в других регионах. Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что латиноамериканский антиглобализм — серьезная заявка на свою модель модернизации, свою модель организации мира. В эту модель хорошо вписывается и Белоруссия, и Иран, то есть речь идёт ни о какой-то сугубо национальной модели, а, действительно, о какой-то глобальной альтернативе. Советский опыт, в основном как положительный, конечно, большинством антиглобалистов учитывается. Хотя отрицательные стороны также нередко отмечаются в самых разных группах. Сейчас предлагаются варианты, которые во многом учитывают то, что было в Советском Союзе, но я не могу не признать, что хотя Союз и отказался от использования собственно религии, предложив свою коммунистическую веру, советский проект упирался на традиционные для русского народа ценности.

Именно это помогло реализовать эту совершенно безумную задачу, потому что в такой ситуации отказаться от модернизации по догоняющему типу, когда уже сложилось это ядро, близкое к глобализму, которое нужно было догонять, было неслыханной дерзостью. Тем не менее, она удалась, в частности потому, что у мучительно складывающегося колхоза воспроизводились традиционные для русских виды общин. То же самое относится к заводскому коллективу в городе, то есть таким образом реализовывались национальные традиции.

Идея того, что антиглобалисты хотят отказаться от всякого технического прогресса, скорее, некая легенда. Я не исключаю, что есть такие группы, я согласна с тем, что некоторые вопросы науки и техники требуют осмысления. Насколько человек может себе позволить продвинуться в этом направлении? В частности, наше антиглобалистское сопротивление намерено провести серию круглых столов с представителями различных журналов, посвященных теме: «Человек, овладевающий техникой или овладеваемый ею? Каковы возможны пределы в использовании техники?»

Это вопрос теоретического плана. Реально все понимают, что если кто-то что может, какое-то знание уже получено, то остановить использование этого знания можно только очень сильными императивами при очень большом консенсусе, и то это мало что обеспечит. Если вы помните, такой консенсус был достигнут по поводу генной инженерии в 80-е годы. Но как видите, этого хватило ненадолго. Поэтому получается, что вопросы о полном отказе от модернизации не рассматриваются полностью, а возможность отказа от каких-то гибельных технологий рассматривается чисто теоретически и совершенно очевидно, что предпосылка для отказа от гибельной технологии — это развитие какой-то другой альтернативной технологии. Само собой, антиглобалисты разного толка поддерживают развитие науки, техники, о возврате в леса среди антиглобалистов нет разговора.

Андрей Иванов: Если говорить о мировом развитии, то мы не можем не учитывать тот факт, что вся модернизация идёт из Западной Европы и Северной Америки. Даже те вещи, которые изобрели на Востоке, по большому счёту научились использовать в Европе, то есть делать из пороха пушки, печатать книгу, используя бумагу. Все-таки вся модернизация идёт с Запада. В развитии науки, техники, технологий Запад — лидер, он ушёл очень далеко. Не мировой капитал, а именно западное общество рождает технологии, демократию, права человека. Как российские антиглобалисты видят взаимодействие с западным обществом?

Елена Борисова: Я еще раз подчеркиваю, что никаких разговоров о том, чтобы порвать, отгородиться от Запада не ведётся. Может быть, отдельные группы это и заявляют, но, по крайней мере, ничего такого в крупном масштабе не слышно. Я знаю, что в России создаётся Пиратская партия как филиал Международной пиратской партии. Постоянно возникают связи с различными антиглобалистскими группами на Западе, которые участвуют в этом антиглобалистском движении. Так или иначе они сотрудничают со своими соратниками на Западе. Хотя там необходимость противостояния осознали гораздо позднее, там это всё время воспринимали как некую рутину.

Уже в прошлом году группа активистов Германии пыталась провести Всемирный день борьбы против вживления микрочипов в людей. Дело в том, что технически это легко осуществимо. Возможности достаточно грандиозны, даже включение резонансных частот, которые влияют на деятельность мозга вплоть до летального исхода, а искажение психики — это уж запросто. А вживлять можно даже на расстоянии: уже на выставке 2004 года демонстрировали снайперское ружьё, которое может выстрелить таким «чипиком». Слава Богу, этим озаботились даже на Запале. Наша группа православных, искренне верующих людей, носящих платочки и бороды, к ужасу поклонников западного образа жизни установила контакт с нашими западными единомышленниками. Происходит совместная работа, и при этом никого из православных не шокирует, что они имеют дело с католиками, протестантами и атеистами. Это воспринимается совершенно нормально в борьбе с общим врагом.

Что касается прав человека, то декларация, скорее, присуща западному обществу. Как отметил один из лидеров Малайзии, Мохаммад Махатхир, для человека каждой культуры приоритетным правом является своё. Для кого это право свободно говорить в уголке Гайд-парка, для кого-то — накормить своих детей, чтобы они не умерли с голоду — тут могут быть разные взгляды. Тем не менее, для антиглобалистов, для тех, кто собирался на этот форум, совершенно очевидно, что западная цивилизация – это совершенно могучее средство, могучий результат развития. Она накопила большие ценности в научной и в культурной областях. Никто не призывает отказаться от этого. Глобализация — действительно порождение этой западной цивилизации. Порождение, гибельное для неё, равно как и для всего мира. Борьба против этого должна вестись представителями разных цивилизаций, в том числе и западной.

Андрей Иванов Что намерены дальше делать российские антиглобалисты? Есть ли какие-то результаты у этого форума?

Елена Борисова: Да, мы надеемся, что сеть начнёт расползаться и по стране, и по нашим бывшим республикам. В этом смысле можно возлагать определённые надежды на координацию усилий. Были разработаны уточнённые варианты тех программ, по которым мы работали, и какие-то направления остались прежними, там было только учтено против чего нужно бороться. Естественно, борьба против мирового империализма остаётся актуальной, борьба за духовное здоровье детей нужна. Будут прилагаться определенные усилия для сохранения нашей национальной культуры. Приходится бороться против манипуляции сознанием, против рекламы. Мы решили сформулировать это как борьбу за культуру, борьбу за духовное состояние, потому что сюда включают и науку, и образование, вплетаться в борьбу существующих структур, где-то поддерживая, где-то инициируя, где-то помогая сконцентрировать усилия на одном из важных направлений.

Наша основная практическая задача — провести 24 марта День антиглобалистского сопротивления. Он отмечается уже шестой год. Это годовщина бомбардировок Югославии и годовщина нападения на Ирак. Было решено провести антинатовский марш и в России, и в Украине и во всех странах, поддерживающих это. НАТО, которое было раньше средством противостоянии блоков, постепенно превратилось из средства защиты Запада в средство глобализации, в средство, гибельное для наших народов. И тем более гибельное для тех, кого оно втягивает в свою орбиту, потому что этим отрывает их от своей цивилизационной основы. Страны фактически оказываются на периферии, их граждане становятся маргиналами и пушечным мясом. Это находит бурное сопротивление в странах Центральной Европы, а что касается тех стран, которым все это предстоит провести: Украине, Грузии, — оттуда просто несутся вопли отчаяния из-за перспективы оказаться частью НАТО. Поэтому я надеюсь, что такого рода марши по всей стране могут каким-то образом если не остановить это вступление в НАТО, то, наверное, продемонстрировать истинное отношение этих народов к тому, что для них готовят их правители.

Елена Борисова
Андрей Иванов

   К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10